Танк Т-34 – лучший танк Второй мировой войны: в чём именно он был лучшим

Фокусируемся на танках

«Т-34», по сути, уже третий фильм про танкистов за год. И если первый блин – «Танки» Кима Дружинина – был совсем комом, «Несокрушимый» был лучше, но интереса не вызывал, то «Т-34» словно исправляет огрехи первых двух. Напичканный всевозможными компьютерными эффектами, он реально представляет собой танковый экшн, которому из двух с половиной часов отдана большая часть. Так танки в России, пожалуй, ещё не снимал никто. 

При этом отделаться от мысли, что наблюдаешь за «танчиками» в компьютерной игре, порой сложно. Бесконечное количество эффектов «слоумо» (сильно замедленное действие) и вовсе где-то утомляет. Вот ме-е-е-е-едленно вылетает боевой снаряд, чиркает об обшивку танка. А то и сталкивается с другим снарядом. И кажется, что это уже не фильм про войну, а какой-то кинокомикс, снятый для подростков. Камера тут вообще усиленно старается избегать самых неприятных атрибутов войны. Кровь тут появится только ближе к концу, убитые пачками немцы останутся на втором плане, как и ужасы концлагеря. И рейтинг фильму присвоят соответствующий – 12 плюс. 

За размытыми деталями фокус будет на танках и его героях. Увлекательные съёмки внутри боевой машины, динамичный монтаж погони и щепотка военного юмора всё же перетянут эмоции на себя. Тяжёлая служба, психическое напряжение, особенно в танковом бою, тут отточены идеально. Актёрский же квартет усиленно этому будет способствовать. Виктор Добронравов весьма правдоподобно будет сыпать шутками с белорусским акцентом, Антон Богданов, пожалуй, впервые весьма органично впишется в фильм после «Реальных пацанов», а Александр Петров в очередной раз сделает заявку на статус актёра номер один в современном российском кино. 

В новый год с фильмом о войне

В самое «рыбное» для кинопроката время – в первую неделю января – в противовес развлекательным фильмам («Ёлкам» и «Полицейскому с Рублёвки») встала военная драма. Выходящий под конец/начало года фильмы претендуют, во-первых, на массовый зрительский интерес, а во-вторых, на неплохие кассовые сборы. И обычно это картины семейные, для детей, комедии и так далее. Достаточно сказать, что последние несколько лет прокат захватывали «Ёлки». Да, когда-то выпускали и исторический «Викинг», но фильмы про войну – припомнить трудно. 

Оттого выход «Т-34» у обычного зрителя мог вызвать вопросы: про войну? В праздники? Военные фильмы – вообще тема для кинопроизводства по-прежнему остаётся очень острой. Практически невозможно попасть создателям в «золотую середину». Факты, детали времён Великой Отечественной войны мгновенно, как под танк, попадают под шквал критики. 

3-dsc07492_1.png__1024x683_q85_subsampling-2.jpg
Съёмки проходили в Москве, Подмосковье, Калужской области (в районе деревни Нефёдово) и в Чехии, в городах Локет и Терезин. Декорации села для боя строились с нуля. Весь фильм удалось снять за 60 смен. Фото: Кадр из фильма «Т-34», реж. А.Сидоров

Снаружи и внутри

Помните, каково это – сидеть в эконом-классе самолета между двумя соседними пассажирами? Вот в Т-34 было еще хуже. Каким бы легендарным ни был Т-34, кроме этого он был и максимально некомфортным для людей. Внутреннее пространство кабины «тридцатьчетверки» делилось на две части: одна – для атаки и вторая – для управления машиной. Боевая часть располагалась под башней – в ней сидели заряжающий и командир, а впереди них, практически «в носу» танка, умещались механик-водитель и стрелок-радист. Командир танка был вынужден делать несколько дел одновременно – он управлял орудием, наводил прицел, следил за внешней обстановкой на поле боя и руководил действиями всего экипажа. Места в кабине танка не хватало, все ютились в тесноте и не могли эффективно управлять машиной. А ведь позже танк стал и вовсе пятиместным: чтобы освободить командира от части задач, к экипажу присоединился наводчик.

Танки, построенные на разных заводах и в разные периоды войны, могли отличаться в деталях, но основа всегда была одна: броневой корпус, ходовая гусеничная часть, средства вооружения и двигатель. Чтобы обеспечить прочную противоснарядную защиту танка, его покрывали стальными плитами толщиной 45 мм в лобовой части и 40 мм в кормовой. Крыша над моторно-трансмиссионным отделением имела 16 мм в толщину, а над подбашенной коробкой – 20 мм. Дно танка в разных местах было от 13 до 40 мм. На многих корпусах остались послания: солдаты выцарапывали свои инициалы или памятные слова. По бокам танка располагались топливные баки, спереди приварены клаксон и фара, а сзади – трансмиссия, выхлопные трубы и буксировочные крюки. Чтобы что-то отремонтировать, сначала приходилось справиться с задачей «открыть люк» – они были плотно завинчены на болты или закрыты на штыри.

В не боевое время командир наблюдал за обстановкой, полностью высунувшись из верхнего люка наружу.

В наше время у любого возникнет резонный вопрос: «Почему все сделали так неудобно и не для людей?» Сейчас проблемы стесненности кажутся легко разрешимыми – просто сделайте танк пошире, но в условиях вынужденного наращивания объемов производства это было невозможно. Все новшества (улучшение эргономики и параметров башни) требовали серьезных изменений в конструкции, и сделать это, не останавливая производство, можно было только поэтапно. Так, например, и поступили с башней, когда в 1942 году изменили ее форму на шестигранную.

f73d427d83443c1baf45321e7fc9806f.jpg

Харьков — Москва — Харьков

Образцы испытывали и в реальных условиях — во время советско-финской войны 1939–1940 годов. И вот здесь гусеничный вариант Кошкина явно вырвался вперёд.

С учётом замечаний танк доработали — нарастили броню до 45 мм, поставили 76-миллиметровую пушку.

d2c5cc4d74cecf0e6fdbd107584f0235.jpg Вопрос-ответОружие Победы: танк Т-34. Инфографика

Два опытных образца гусеничного танка были готовы в начале февраля 1940 года. Кошкин стремился как можно скорее запустить машину в серийное производство, но для этого, помимо других испытаний, танки должны пройти определённое количество километров.

На 17 марта 1940 года назначен показ машин, получивших официальное наименование Т-34, в Москве. Кошкин решает — его танки пойдут из Харькова в столицу своим ходом, набирая по пути нужный пробег.

Этот пробег стал легендой танкостроения. Михаил Кошкин серьезно простудился, а танк, тем более в зимнее время — не лучшее место для больного. Конструктор отмахивался от тех, кто пытался уговорить его отказаться от участия в пробеге.

17 марта 1940 года танки были представлены в Кремле. Восхищённый Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил».

Кошкин заслужил признание, его пригласил в Большой театр на спектакль, на котором присутствовали первые лица страны. Но болезнь усиливалось, кашель конструктора становился пугающим, и ему настоятельно рекомендовали заняться здоровьем.

Куда там… Танкам не хватало для серийного производства еще 3000 км пробега. Конструктор приказал — обратно в Харьков пойдем также своим ходом. 

Под Орлом один из танков съезжает в озеро, и конструктор помогает его вытаскивать, стоя в ледяной воде.

09b47d332322b2d3414899716071a1a4.jpg
Открытие бронзового бюста Михаила Кошкина в селе Брынчаги. 21 ноября 1998 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий