Советский ЗРК «Оса»: история его создание, описание и технические характеристики

Использование ЗРК «Оса» на Украине

После распада СССР на Украине остались советские ЗРК «Оса». В связи с нарушениями норм эксплуатации и хранения многие комплексы сегодня нельзя использовать во время учений или же для решения боевых задач. Так, в августе 2015 года в ходе манёвров НАТО Sea Breeze в Чёрном море, в которых участвовали вооружённые силы Украины, противолодочный корабль «Тернополь» провёл посредством ЗРК «Оса-М» неудачный пуск ракеты. Она упала в море, затем вынырнула и полетела в сторону «Тернополя», но, не долетев, снова ушла под воду.

Состав комплекса, его ТТХ и возможности

ЗРК «Оса» это не только пусковая установка с ракетами, это сложная боевая система, состоящая из нескольких элементов:

Читайте также:  Конструкция пулемета MG 34

  1. Пусковая установка 4 ракет на многоцелевом шасси, на ней же установлена РЛС наведения, а также другое оборудование необходимое для наводки и стрельбы.
  2. Транспортёр боеприпасов, с оборудованием для перезарядки пусковых труб комплекса «Оса». На нем же укладка 8 дополнительных ракет для перезарядки.
  3. Средства технического контроля и обслуживания на самоходном шасси.

Любая погода не может помешать «Осе» опознать и двумя пусками ЗУР за несколько секунд уничтожить ЛА противника на любой высоте.

Приведение к бою занимает не дольше пяти минут.

Аппаратуру на марше питает газотурбинный агрегат 9И120, на постоянной ОП — двигатель.

На трехосное шасси БАЗ-5937 установлен дизель. Водные преграды преодолевает с помощью водомета. Средства навигации обеспечивают топографическую привязку ОП и прокладку маршрута при перемещениях.

zrk-osa.jpg

Габариты позволяют транспортировку ЖД платформами и военно-транспортным Ил-76.

На гусеничном самоходном шасси смонтированы:

  1. СОЦ, система служащая для обнаружения летательных аппаратов противника.
  2. ССЦ, РЛС сопровождения, её задача в контроле и сборе информации о цели противника для определения её направления и параметров движения.
  3. СРП, компьютер, задача которого обработка информации и определение параметров запуска боевой ракеты для уничтожения цели.
  4. ЗУР модели 9М33, они должны стартовав по указанной программе достичь и уничтожить цель в заданном квадрате.

Тактико — технические характеристики комплекса изложены в таблице:

9К33
Классификация Зенитный ракетный комплекс
Боевая масса 18 т
Экипаж 5 человек
История
Cтрана производитель СССР
Годы производства 1970…1975 1970…1975 1980…1988 9К33 9К33М2 9К33М3
Годы эксплуатации с 1971
Количество выпущенных более 1200 шт.
Основные операторы СССР, РФ, Украина, Белоруссия
Размеры
Длина корпуса 9140 мм
Ширина 2750 мм
Высота 4200 (с опущенным радаром)
Вооружение
Дальность стрельбы 1,5 …10 км
Другое вооружение 4 х ЗУР 9М33 (6 ЗУР на модификациях)
Подвижность
Тип двигателя 5Д20Б-300Б
Мощность двигателя 300 л.с.
Скорость по шоссе 70 кмч
Скорость 35 по бездорожью 7…10 на плаву
Запас хода по шоссе 500 км
Колёсная формула 6х6
Тип подвески индивидуальная, торсионная на поперечных рычагах
Преодолеваемый брод плавает

За успешное выполнение задания многих участников постройки новейшего ЗРК наградили Ленинской и Государственной премиями СССР.

zrk-osa2.jpg

История создания</h2>

27 июля 1960 года в соответствии с постановлением СМ СССР № 1157—487 была начата разработка ЗРК под кодовым именем «Оса» (на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид»). Работы велись тяжело, с постоянными срывами сроков. В результате к 1962 году разработка практически не вышла из стадии лабораторной экспериментальной отработки.

Головным разработчиком всего комплекса в целом был НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором был назначен М. М. Косичкин. За создание ЗУР отвечал Тушинский машиностроительный завод во главе с А. В. Потопаловым. Пусковую установку разрабатывало КБ компрессорного машиностроения ГКАТ.

Наиболее сложной частью разработки являлось создание ЗУР. С поставленными сроками разработки Тушинский машиностроительный завод не справился. Поэтому 7 сентября 1964 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР разработчиком ЗУР было назначено ОКБ-2, а главным конструктором по направлению П. Д. Грушин.

В качестве нового срока предъявления ЗРК на испытания был установлен второй квартал 1970 года. Кроме того, новым главным конструктором «Осы» был назначен В. П. Ефремов, а его заместителем являлся И. М. Дризе. Разработка колёсного шасси для ЗРК «Оса» была поручена Брянскому автомобильному заводу.

В марте-июне 1970 года ЗРК «Оса» прошёл испытания, а с июля 1970 по февраль 1971 года проводились совместные испытания. После испытаний и отработки документации 4 октября 1971 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение.

Состав</h2>

Боевая машина 9А33Б

БМ 9А33Б является автономной всепогодной огневой единицей. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут.

В качестве базы используется шасси БАЗ-5937. Шасси трёхосное, для движения по воде снабжено водомётом. Двигатель дизельный. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным транспортом.

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Радиолокационная станция кругового обзора. Имеет высокую степень защиты от помех. Решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Вращается со скоростью 33 1/3 оборота в минуту и стабилизирована в горизонтальной плоскости. Возможности антенны обеспечивают обнаружение цели типа истребитель на расстояниях до 40 км и 27 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Работает в диапазоне частот 6-8 ГГц.

Станция сопровождения целей (ССЦ)

Осуществляет поиск целей по данным полученным от СОЦ. Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты на счётно-решающий прибор (СРП). ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 23 и 14 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех. Работает в диапазоне частот от 14,2 до 14,8 ГГц.

Счётно-решающий прибор (СРП)

СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет. Время реакции комплекса от 16 до 26 секунд.

ЗУР 9М33

Основным вооружением ЗРК является твердотопливная ЗУР 9М33, выполненная по схеме «утка». Оснащена радиокомандной системой наведения на цель, осколочной боевой частью, неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания 5 м и трассерами в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром. Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществляется с интервалом 3-5 с. Для снижения ошибки наведения при стрельбе по целям, находящимся на высотах 50-100 м, ракета наводится на них сверху вниз.

ТЗМ 9Т217Б

Транспортно-заряжающая машина осуществляет транспортировку двенадцати ЗУР и обеспечивает заряжание боевой машины.

История ЗРК «Оса»

Согласно постановлению Совета Министров и ЦК КПСС от 27.10.1960 года, работы по разработке нового ЗРК были начаты в этом же 1960 году. За разработку отвечал НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Всем процессом руководил Тарановский, которого в скором будущем сменил Косичкин.

Читайте также:  На покупку танков Black Panther Южная Корея потратила 900 миллиардов вон

По сей день перед советскими конструкторами не ставили столько сложную задачу по созданию автономного ЗРК. По задумке, новая система зенитно-ракетного комплекса должна совмещать на единой базе такие устройства:

  • Средства обнаружения и сопровождения разных типов воздушных целей.
  • Средства навигации.
  • Средства топографии.
  • Пусковое устройство, которое бы отвечало за запуск зенитной управляемой ракеты.
  • Независимые источники электроснабжения.

zrk-osa-343.jpg

Плюс ко всему новый ЗРК комплекс должен быть еще и плавучим. Уже после нескольких попыток разработки специалистам стало ясно, что одному НИИ-20 с такой задачей не справиться. Поэтому разработку ЗРК поручили целому ряду НИИ и конструкторским бюро:

  • Ответственным за весь проект, как уже было указано выше, был НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике. К тому же, данному НИИ была поручена разработка боевой машины.
  • Ответственным за разработку и тестирование зенитной управляемой ракеты назначили конструкторское бюро №82. Главный конструктор, отвечающий за создание ракеты – А. Потопалов.
  • Кутаисский автомобильный завод отвечал за разработку самоходного шасси.
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за создание общей системы электропитания зенитно-ракетного комплекса.

Вместе с разработкой самоходного ЗРК «Оса» проходила разработка аналогичной системы «Оса-М», главная задача которого заключалась в обеспечении защиты кораблей военно-морского флота от разного вида низколетящих воздушных угроз.

Поскольку военная разведка в 60 гг. успешно работала в США, правительству СССР было известно, что потенциальный противник занимается разработкой своего автономного и мобильного ЗРК, располагающегося на самоходном шасси. Это была новинка, обозначающаяся как «Маулер». Ее задача заключалась в обеспечении защиты американских войск от низколетящих воздушных целей на расстоянии десяти-пятнадцати километров.

<didiv>

</didiv></p>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий