Советский промышленный гусеничный трактор Т-100: технические характеристики, производитель

Навесное оборудование

Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели — это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:

  • лебедки;
  • корчеватели пней;
  • плуг болотный;
  • прицепной гейфер;
  • борона;
  • окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
  • сеялки;
  • сажатели картофеля;
  • прицепы самосвальные;
  • экскаваторные приставки;
  • погрузчики ковшовые.

buldozer-t-100-korchevatel-pnej.jpg Бульдозер Т-100. Корчеватель пней

Технические характеристики трактора Т-100

  • Разработчик – Челябинский тракторный завод
  • Шасси – гусеничное
  • Тип трактора – общего назначения
  • Тяговое усилие – 6000 кгс
  • Масса трактора – 11100 кг
  • Коробка передач – механическая, с пятью передними и четырьмя задними передачами
  • Колея – 1880 мм
  • Колесная база – 2370 мм
  • Клиренс – 390 мм
  • Двигатель – Д-108
  • Тип двигателя – дизельный, четырехцилиндровый, четырехтактный
  • Мощность – 108 лошадиных сил
  • Запас крутящего момента – 10%
  • Рабочий объем – 13,5 литра
  • Масса мотора – 2100 кг
  • Вместимость топливного бака – 235 литров
  • Система запуска – электрический стартер с пусковым устройством П-23.

Моторная часть

Двигатель трактора известен под индексом Д-108. Он оснащен четырьмя цилиндрами, таким же количеством рабочих тактов и имеет вес свыше двух тонн. Рабочая камера, где происходит смешивание топливно-воздушного состава, расположена в днище поршня. Узел оборудован маслосъемными и компрессионными кольцами, в головке цилиндров есть форсунки с бронзовыми втулками. Обновленная версия имеет пять распыляющих отверстий, а масляный фильтр оснащен центрифугой.

По большому счету трактор «сотка» стал первым промышленным агрегатом, который оборудовался пусковым мотором. В зимний период активировать двигатель помогала установка П-23 с электрическим стартером. Еще одним плюсом в части силовой установки считается вакуумное приспособление, функционирующее от энергии отработанных выхлопов. С его помощью было доступно заправлять топливом резервуары, расположенные ниже уровня топливного бака.

Устройство и эксплуатации

  1. Трактор получил относительно компактные габариты, что позволило использовать технику в самых труднодоступных и стесненных условиях. Сравнительно короткая колесная база и длина кузова способствовали улучшению маневренности, а также малому радиусу разворота. Длина опорной поверхности гусениц составляет 2300 мм, что позволило повысить геометрическую проходимость, и преодолевать сложные дорожные участки, включая болотистые места, 30-процентные подъемы, а также глубокие колеи и ямы. К тому же, обратим внимание на большой дорожный просвет в 331 мм. Благодаря такому клиренсу можно, не опасаясь, без труда передвигаться и рельефным преградам, включая раскисший грунт. Разработчикам удалось сделать оптимальным расстояние от нижней части шасси до дорожного полотна – это означает, что даже при прохождении глубоких препятствий еще останется запас дорожного просвета – это позволит не повредить днище и мотор, надежно защищенный мощным стальным листом. Гусеничное шасси равномерно распределяет массу трактора таким образом, что удельное давление на грунт составляет всего 0,47 кгс/кв. см. Благодаря этому трактор технически не способен провалиться или закопаться под грунт, что очень важно во время преодоления сложной и проблемной почвы.
  2. Трактор Т-100 оснащен дизельной силовой установкой Д-108, разработанной эксклюзивно для данной модели. Возможно, этим можно объяснить тот факт, что данный мотор идеально оптимизирован для остальных характеристик трактора Т-100. Двигатель получил компактную четырехцилиндровую конструкцию. Кроме того, отметим отличительную особенность ДВС – нераздельную КВЗ, размещенную в поршнях двигателя. В номинальном режиме мотор развивает 108 лошадиных сил. Это неплохой показатель для середины 20 века. Такая мощность достигается в тот момент, когда коленвал вращается на скорости 1070 об/мин. Мотор Д-108 имеет отличные тяговые характеристики, а также снабжен компонентами для бесперебойного и надежного запуска в холодную или жаркую погоду. В частности, речь идет об электрическом стартере, предпусковом подогревателе и воздушной системе охлаждения. Все три компонента входят в базовую комплектацию, так как являются неотъемлемой частью конструкции ДВС. Вместимость бака с топливом составляет 235 литров, что позволяет говорить о продолжительном запасе хода.
  3. В качестве коробки передач выступает КПП с 5 передними и 4 задними скоростями. Такое количество передач обеспечило плавность хода, исключило рывки и запаздывания при переключениях, а также снизило шумы и вибрации в трансмиссии. Коробка передач дополнена валом отбора мощности, который имеет режим работы в 1000 об/мин. Роль центральной скорости выполняла коническая передача. Кроме того, ключевым элементом конструкции данной КПП является сухое сцепление с многодисковой муфтой. Ведомые диски сопряжены с фрикционными накладками, которые управлялись посредством сервоприводов. Ходовой механизм – полужесткого типа, включающий в себя несколько гусеничных тележек с балансирующим устройством.
  4. Трактор получил довольно примитивную кабину, которая, независимо от той или иной модификации, жестко закреплена на раме. В конструктивном плане кабина даже мало чем выделяется на фоне той кабины, чтобы была на более древнем тракторе С-100. По сути, отличия сводились лишь к оформлению внешнего вида, а также салонного пространства. Надо признать, что по современным меркам такая кабина не отличается ни удобством, ни комфортом. Она проста и примитивна, но вполне соответствует тенденциям технического прогресса 1950-ых годов. И с этой точки зрения кабину можно признать вполне комфортабельной. В ней можно и сейчас неплохо расположиться, отрегулировав под себя рабочее место, благо у сиденья и рулевой колонки предусмотрен широкий диапазон регулировок. Простое на вид мягкое сиденье получило короткую спинку. Уже в базовом исполнении трактор Т-100 оснащался собственной системой отопления, а также принудительной вентиляцией. Однако именно из-за этих приборов в кабине было очень шумно. И все же, таким способом разработчикам удалось адаптировать кабину к экстремальным температурным условиям – как в морозную, так и в жаркую погоду. Также отметим широкую площадь остекления, способствующую лучшей обзорности. Все органы управления, переключатели и рычаги, расположены непосредственно перед водительским сиденьем. Благодаря безупречной эргономике к органам управления не надо тянуться, ведь они расположены, что называется, под рукой. Также здесь разместились приборы, показывающие расход топлива, показатели температуры и масляного давления в двигателе, а также многие другие параметры.

Модификации трактора Т-100:

  • Т100 – базовая машина, без гидравлического оборудования и задней навесной системы. Вместо нее сзади установлена лебедка
  • Т100БГ – специализированная версия трактора, предназначенная специально для передвижения болотистой местности
  • Т-100МГС – улучшенная версия вышеуказанной машины, также используемая в болотистой местности. Но у этой машины имеется усовершенствованный вал отбора мощности, а также многофункциональная навеска, позволяющая устанавливать различное навесное оборудование. Также данный трактор оснащен гидравлическим приводом
  • Т-100МГП – трактор промышленного назначения, с передним и задним навесным и гидравлическим оборудованием. В задней части расположена жесткая сцепка вместо лебедки
  • Т-100МГП-1 – обычная версия Т-100 МГП, но без кабины
  • Т-100МГЗГП – модификация с сервоприводами для поворота трактором. Такая компоновка позволила повысить производительность труда благодаря тому, что водитель меньше уставал
  • Т-100Т – специализированный трактор для работ, связанных с укладкой трубчатых конструкций.

Хорошая ремонтопригодность и возможность обслуживания как в гаражных, так и полевых условиях – сделали трактор весьма популярным у крупных фермеров и промышленников, которые предпочитали ремонтировать машину своими силами. Машину можно эксплуатировать на протяжении длительного периода, не опасаясь при этом за капитальный ремонт крупных узлов и агрегатов, которые признаны самыми надежными.

История создания

Разработка машины началась на Челябинском тракторном заводе вскоре после начала выпуска модели С-85. Новый трактор предполагалось оснастить улучшенной кабиной оператора и расширить возможности применения за счет установки модернизированного дизеля. Машина модели С-100, получившая прозвище «эсак», стала выпускаться в 1956 году. Техника относилась к тракторам тягового класса 10 т (сельскохозяйственный эквивалент 6 т).

В 1964 году обозначение сменилось на 100М из-за искоренения культа личности И. В. Сталина. Параллельно была проведена модернизация, заключавшаяся в установке нового дизеля Д-108. Изменения претерпели капот и кабина оператора. На машине установлено иное электрооборудование и несколько изменены опорные и направляющие катки.

Ранние варианты трактора поставлялись потребителям под обозначением Т-108, которое впоследствии изменили на привычное 100М. На базе новой «сотки» выпускались сельскохозяйственные, болотные и промышленные трактора. Всего производилось несколько десятков модификаций машины.

t-108-s-modifikaciej.jpg

В 1973 году машину модернизировали, установив часть элементов от модели 130. Получившийся трактор стал обозначаться 100М3. Из-за особенности системы управления машину прозвали «однорычажной соткой».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий