Самолет Путина: почему на Ил-96 летает президент, но не возят пассажиров?

Безопасность самолета Ил-96

За 22 года эксплуатации в путешествиях не погибло ни одного пассажира и члена экипажа. В оснащении воздушного судна были использованы многоканальные резервные системы с автоматическим управлением. Они самостоятельно переключают каналы связи, подают сигналы на дополнительные приборы в случае поломки любого авиационного устройства.

Также вмонтирована система оповещения экипажа об отказе двигателей. Ей можно управлять вручную. На безопасность самолета влияет система контроля топлива и несвоевременное оповещение о поломке одного из моторов.

Перевезет что угодно

Что же собой представляет Ил-96-500Т? 

Судя по материалам презентации, это значительно доработанный низкоплан Ил-96-400Т, получивший увеличенную верхнюю часть фюзеляжа, дополнительные передние опоры, откидную головную часть и рампу. Конструкция последней и возможность самолета «приседать» на передние опоры позволяют осуществлять загрузку Ил-96-500Т как с использованием аэродромного погрузчика, так и непосредственно с уровня ВПП. Второе особенно ценно, если возникнет необходимость загрузки в грузовой отсек техники своим ходом. 

Длина Ил-96-500Т — 64,7 м, размах крыльев — 60,105 м, максимальная взлетная масса — 270 т, дальность с нагрузкой 80 т — 4360 км, перегоночная дальность — 12 100 км, крейсерская скорость на высоте 11 км — 760 км/ч.

Самолет будет оснащаться уже давно освоенными и сертифицированными российскими авиадвигателями ПС-90А1. 

Увеличенные размеры грузового отсека самолета дадут возможность Ил-96-500Т транспортировать любые существующие изделия РКТ, включая перспективные. Таким образом, переброска на тот же космодром «Восточный» груза, аналогичного элементам РН «Союз-2.1а» или «Ангара», для Ил-96-500Т не станет проблемой. 

Помимо изделий РКТ, новый широкофюзеляжный транспортный самолет рассчитан на перевозку широкой линейки колесной и гусеничной техники, включая танки, железнодорожной, авиационной и морской техники, а также крупногабаритного нефтегазового оборудования. По расчетам специалистов ПАО «Ил», существует лишь 1% транспортных операций «Руслана» с УНГ, которые «не по плечу» Ил-96-500Т. 

full-15560328596d2079971009cd379ae64226e7d2b4a3.jpegfacebook.com &nbsp/&nbspРоман Фалкрум

По характеристике «груз-дальность» Ил-96-500Т будет превосходить Airbus A300-600ST Beluga, но уступать Ан-124 «Руслан» и Boeing 747-400LCF Dreamlifter. Зато «пятисотый» станет убедительно «бить» своих конкурентов расчетными данными удельного расхода топлива. 

Себестоимость опытного самолета, включая НИР и ОКР, подготовку производства, испытания и сертификацию, оценивается в 30,3 млрд рублей. При заказе серии от пяти единиц себестоимость серийного самолета должна составить 12 млрд рублей. «Ильюшинцы» ожидают, что при коммерческом использовании Ил-96-500Т полностью окупит себя за 10—12 лет.

Первый Ил-96-500Т, согласно данным, приведенным в презентации, может быть построен в 2026 году. Всего же до конца 2034 года на «Иле» планируют выпустить 16 новых широкофюзеляжных транспортных самолетов, из которых 6 достанутся Вооруженным силам РФ, еще 6 — коммерческим заказчикам, а 4 будут использоваться Роскосмосом для перевозки изделий РКТ. Также последняя четверка может быть использована для перевозки агрегатов планера перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. 

Нельзя не отметить, что реализация проекта создания Ил-96-500Т позволит не только в значительной мере решить круг проблем, связанных с эксплуатацией в России имеющегося парка «Русланов», но и на 20-30 лет удовлетворить российские потребности в перевозке УНГ. Помимо этого, появление Ил-96-500Т подарит «второе дыхание» явно буксующему производству «девяносто шестых», обеспечит загрузку производственных мощностей Воронежского акционерного самолетостроительного общества, а также позволит не только поддержать, но и развить отечественные компетенции по сверхтяжелым машинам.

Наконец, ТТХ нового транспортника делают его весьма привлекательным для коммерческого рынка, потребность которого в таком самолете, как Ил-96-500Т, оценивается минимум в 30 бортов. 

full-15560329772078faa886e55a066cb4f6c08bedc0b2.jpegwikipedia.org &nbsp/&nbspAnton Bannikov/GFDL

Технические характеристики борта номер 1

Бортовой номер главного самолета президента РФ – R96016. Ил-96-300 был разработан ОАК имени Ильюшина специально для использования В. Путиным. Поэтому конструкторы уделили внимание мельчайшим деталям. При создании самолета выбирали элементы исключительно российского производства. Поэтому сердцем борта №1 стали отечественные двигатели ПС-90А, которые отличаются высокой надежностью. Они собирались особенно тщательно, благодаря чему вероятность возникновения неполадок или сбоев сводится к нулю.

samolet-putina-2.jpg

Размеры борта номер один внушительны. По длине самолет вытянут на 55,35 м, а его высота составляет 17,57 м. Размах крыла достигает 60,1 м. Внутренняя площадь создает особый комфорт, все помещения занимают 391,6 м², а пассажирское отделение вытянуто по длине на 31 м от общих габаритов.

samolet-putina-3.jpeg

Взлетный вес для R96016 ограничен 250 т, чего вполне достаточно для авиации такого типа. Самолет может разгоняться до 900 км/ч, а его предельная дальность составляет более 9000 км. Подобные характеристики позволяют быстро и легко добраться до места назначения, оставаясь в полной безопасности.

Специальный авиационный отряд

Подразделение, отвечающее за перевозки первых лиц государства на авиатехнике, появилось в 1956 году. Изначально оно получило название «авиаотряда особого назначения», после чего было переименовано в «авиационный отряд №235». Только в 1993 году эта структура стала называться СЛО «Россия».

samolet-putina-20.jpg

В первой половине 1990 годов в состав отряда входило 65 самолетов, но уже к концу десятилетия их количество сократилось до 38-и единиц. Многие машины были проданы по минимальной цене, чтобы получить больше средств и защитить предприятие от кризиса. Позднее парк стал вновь расширяться. По словам генерального директора, оптимальным будет наличие 60-ти самолетов.

Такое количество чрезмерно большое для президента, но с помощью этой структуры летают также другие должностные лица из правительства, включая министра иностранных дел, генпрокурора, секретаря Совбеза и председателей Государственной думы и Совета Федерации. Они не имеют личного самолета и летают на том, который будет доступен в конкретный момент. Иногда авиацией пользуются правительственные делегации, для чего используется версия Ил-96-300 «Салон». На это нужно получить специальное разрешение от Владимира Путина.

samolet-putina-22.jpg

Авиация специального летного отряда расположена на поле компании. Ее сгоняют туда сразу после посадки в аэропорту «Внуково-2», закрепленного за «Россией» и представляющего собой правительственный сектор. Вся территория тщательно охраняется и огорожена забором. Ее регулярно патрулируют, а попасть туда можно только со специальным разрешением через КПП. Доставляют к самолетам официальных лиц с помощью ФГБУ АТК УД Президента РФ. Эта же служба отвечает за их встречу. Под аббревиатурой скрывается название: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ.

На борту самолетов специального авиационного отряда работают лучшие специалисты. Попасть в эту структуру крайне тяжело, т.к. к будущим сотрудникам предъявляют высочайшие требования. Они касаются возраста, состояния здоровья, личных качеств и профессиональных навыков. Кандидат должен быть исполнительным, дисциплинированным и благонадежным.

Важно, чтобы он прошел все ступени своей профессии, а не сразу попал на высокую должность или перескочил через один из этапов. Только тогда у человека будут шансы попасть на работу в летный отряд. Компания отличается от гражданской режимом, схожим с военным. Даже бортпроводник не может отлучиться по соответственному желанию в рабочее время. В состав экипажа Путина входят пилоты, охрана и личная стюардесса.

Когда поступает сигнал о необходимости подготовить самолет к вылету президента, служба начинает заниматься сразу четырьмя машинами. Согласно правилам, точная информация о выбранном борте не сообщается никому до непосредственной посадки главы государства. Прибыв на место, В. Путин садится в один из подготовленных самолетов, после чего два из них, включая выбранный, взлетают. Иногда могут использоваться три или четыре дублирующие машины, чтобы повысить безопасность. Подобная практика применятся при повышенных степенях угрозы террористических актов или военных действиях.

Ориентировочная стоимость «летающего Кремля»

Сколько стоит самолет Путина, официальными лицами не сообщается. Базовая модель Ил-96-300 продается за 4,5 миллиарда рублей. На ней отсутствует дорогая отделка, за которую могут быть выложены десятки миллионов, не установлено дорогостоящее оборудование и не применяется специальное покрытие корпуса. Поэтому можно смело утверждать, что стоимость самолета Путина намного выше, чем цена на гражданскую модель.

Предполагается, что его приобрели для главы государства за 5,2 млрд рублей. К этому можно прибавить стоимость обслуживания и затраты на топливо, которые выливаются в круглую сумму ежегодно.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий