Новейший российский топливозаправщик Ил-78М-90А совершил первый полет

Эксплуатация Ил-78

Первые 5 серийных машин в 1985 году поступили в Учебный центр ВТА, находящийся в Иванове, откуда 4 из них переданы в Узин (1986 год) и входили в состав дальней авиации.

il-783.jpg

Ил-78 в июне 1987 года приняли официально на вооружение ВВС.

В Советском Союзе, помимо работы с фронтовой и бомбардировочной авиацией, в числе задач самолета было обеспечение боевого дежурства и патрулирование стратегических ракетоносцев над Атлантическим и Тихим океанами, Арктикой. Для этого часть машин перелетала на дальневосточные и арктические аэродромы.

il-784.jpg

Авиаполки имели на вооружении Ил-78:

Читайте также:  Энциклопедический справочник “Военная элита России”

  • 409 авиаполк самолетов-заправщиков;
  • 106-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;
  • Украинская ССР, Узин. В полку на 1992 год находилось двадцать четыре Ил-78. При нем сформировали техническую базу для обучения личного состава и обслуживания самолетов;
  • 201-я тяжелая бомбардировочная авиадивизия;
  • Энгельс, РСФСР;
  • 12030-й авиаполк самолетов-заправщиков. В отдельной авиационной группе 6950 гвардейской авиабазы в городе Рязань числился двадцать один самолет (по состоянию на 2013 г.).

<divl>

</divl>

Особенности конструкции Ил 76

Аэродинамическая компоновка выполнена по обычной схеме – это корпус с высоким расположением крыла и хвостовым Т-образным оперением. Крыло самолёта оснащено мощной механизацией, переставной стабилизатор размещён на верхней части киля, сам киль имеет руль направления с триммером-флетнером и сервокомпенсатором.

il-76-1-600x450.jpg

Ил 76

Четыре двигателя силовой установки ПС-90А-76 размещены на подкрыльевых  пилонах. Самолёт имеет возможность доставлять грузы до 60 тонн на расстояние до 4200 км, а в десантном варианте в своих герметичных кабинах и двухпалубной компоновке перевозить 245 солдат или 126 полностью экипированных десантников.

Шасси самолёта убирающееся, имеет пять точек опор и предназначено для полётов с грунтовых и бетонированных полос. Вспомогательная силовая установка обеспечивает сжатый воздух для запуска основных двигателей и питает электроэнергией системы самолёта в полевых условиях.

Настоящая система дозаправки

dozapravka.jpg

Вышеописанный способ дозаправки был неудобным, так как шланг часто вылетал из горлышка топливного бака, и пилоту приходилось его опять ловить и засовывать в бак. Чтобы пилоту было легче поймать шланг, на его конце устанавливали груз весом от 4 кг. Несмотря на это, все же с первого раза редко удавалось поймать шланг, да и его удерживать во время полета было очень нелегко. К тому же, груз мог ударить пилота по голове.

Английскому летчику Алану Кобэму в 1934 году удалось разработать новую систему дозаправки. У заправляемого самолета из отверстия на хвосте в нужное время выходил трос, на кончике которого были особые когти. На нижней части заправляющего самолета было установлено устройство, из которого вылетал гарпун с тросом. Во время полета заправляемый самолет должен был лететь чуть ниже самолета-заправщика, который в нужный момент делал меткий выстрел гарпуном в сторону троса от второго самолета.

Читайте также:  Средний бомбардировщик B-25 Mitchell

После этого два троса с помощью специальных когтей и гарпуна крепко схватывались. Затем пилот заправляемого самолета наматывал трос в свою сторону, пока вместо троса не появлялся шланг. После чего шланг вставлялся в топливный бак. В случае удачной сцепки заправляющий поднимался чуть выше, чтобы топливо перетекло в заправляемый самолет. Когда заправка заканчивалась, то шланг разматывался, выпуская трос наружу и расцепляя гарпун от когтей.

Этот способ был удобен тем, что пилотам не нужно было рисковать, ловя вручную шланг. Англичане этот способ назвали «шланг-петля».

Прыжки с парашютом с Ил 76

Без прыжков с парашютом невозможно выполнение основной задачи ВДВ – десантирования в точках потенциальных локальных конфликтов на особо важных направлениях.

В ВДВ серьёзно относятся к подготовке молодых десантников, никто без прохождения тщательной предпрыжковой подготовки не допускается к выполнению тренировочных прыжков. Все молодые воины проходят специальную подготовку на современном уровне.

В Ил 76 предусмотрены все меры для безопасного десантирования, имеются на краях рампы светофоры с надписями: жёлтый – «приготовиться», зелёный – «пошёл», красный – «отбой». При жёлтом светофоре включается сирена, звук которой десантник не забудет никогда и звучит она до тех пор, когда последний десантник не покинет борт.

il-76-1-1-600x479.jpg

Ил 76 кабина стрелка и рампа

Высота покидания выбирается в пределах от 800 до 1000 метров, за время раскрытия десантник теряет около 200 метров высоты, под куполом парашютисту остаётся пролететь не более 600 метров. Сегодня на вооружении десантников пришли новые десантные парашюты Д-10 и начинают поступать в войска Д-12, напоминающие по форме листик (самая безопасная система, не имеющая мировых аналогов).

История создания самолёта Ил 76

После утверждения Генеральным конструктором ОКБ С.В. Ильюшиным предложения по разработке проекта Ил 76 в 1967 году к работе над его созданием приступил заместитель генерального – Г.В. Новожилов. Эскизный проект машины выполнил Д.В. Лещинер, а комиссия от ВТА во главе с генерал-лейтенантом Г.Н. Пакилевым проверила на макете самолёта, способы размещения в нём техники, вооружения и десанта.

Первый опытный образец собрали на заводе в Москве и 27 марта 1971 года экипаж под управлением Героя Советского Союза Э.И. Кузнецова перегнал машину с Центрального аэродрома на аэродром Раменское. Весной 1971 года в мае самолёт демонстрировали на международном авиационном салоне во Франции.

il-76-3-600x400.jpg

Ил 76

Войсковые испытания машина проходила на аэродроме Кричевицы под Нижним Новгородом и уже 5 мая 1973 года лётчик-испытатель А. Тюрюмин поднял в воздух первый серийный экземпляр.

Это произошло в Ташкенте на авиационном заводе где и продолжилось изготовление Ил 76, на этом производственном предприятии было выпущено около 1000 машин и более сотни пошли на экспорт.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий