Невероятный прыжок капитана Кульчицкого на танке БТ-7

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронезащиталоб / борт / кормаКорпуса40 / 15 / 10Башни20 / 15 / 15Количество экипажа3 человекЗаметность77 %

БТ-5, несмотря на неплохие показатели лобовой брони колеблющиеся от 20 до 80 мм приведённой брони, очень уязвим не только для всех орудий, включая автоматические пушки ЗСУ, но и для крупнокалиберных пулемётов и осколков артиллерийских ударов. Тому причиной являются масса ослабленных зон, таких как 20-мм броня довольно большого люка механика-водителя, а также броня бортов: всего 15 мм. Кроме того, башня по окружности имеет всё те же 15 мм брони, а маска орудия в 20 мм, значительно усиливающая защиту башни, закрывает собой далеко не всю её лобовую проекцию. БТ-5 без последствий может выдерживать, разве что, огонь пулемётов винтовочного калибра. Малое заброневое пространство и очень компактное расположение экипажа и боекомплекта приводят к низкой живучести танка, поэтому машина редко сможет пережить больше 3-4 попаданий. Зато малые размеры танка позволяют легко укрыть его чуть ли не за любым препятствием.

  • 240px-%D0%91%D0%A25_%D1%8D%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%B6_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D0%B8.png

    Расположение экипажа и модулей внутри БТ-5

  • 240px-%D0%91%D0%A2-5_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.png

    При попадании снаряда в люк механика-водителя, почти наверняка, весь экипаж БТ-5 будет выведен из строя

Подвижность

Скоростьвперёд / назадАБ60 / 12 км/чРБ и СБ54 / 11 км/чКоличество передач3 вперёд1 назадМасса11,6 тоннМаксимальная мощность двигателяАБ696 л.с.РБ и СБ365 л.с.Максимальная удельная мощностьАБ60,0 л.с./тРБ и СБ31,5 л.с./т

Недостаток брони БТ-5 с лихвой компенсируется его подвижностью и манёвренностью. Танк быстро набирает свою максимальную скорость в 59 км/ч и отлично удерживает её даже на пересеченной местности. Задней скорости в 11 км/ч также будет вполне достаточно чтобы быстро сдать назад и спрятаться за укрытие. БТ-5 имеет прекрасную манёвренность, что позволяет легко и быстро разворачиваться как на месте, так и во время движения, всего лишь незначительно теряя в скорости, причем на ходу танк может занести в повороте из-за избыточной манёвренности. То же касается и тормозов, набрав максимальную скорость и резко затормозив, танк проскользит по поверхности еще несколько метров. Проходимость танка на высоте: благодаря малой массе и высокомощному двигателю он без труда преодолевает практически любой рельеф, не считая вязких грунтов и водных преград. Разрушаемые препятствия, такие как заборы, деревья и прочее, будут значительно снижать скорость при наезде на них.

Модификации и экономика

Стоимость ремонтаАБбесплатноРБбесплатноСБбесплатноОбщая стоимость модификаций3 690 180 Стоимость талисмана80 Обучение экипажабесплатноЭксперты1 000 АСы10 Исследование АСов80 000 Награда за бойАБ / РБ / СБ10 / 10 / 10 % 100 / 100 / 100 % Модификации

Подвижность Защищённость Огневая мощь
ГусеницыИсследование:330 Стоимость:20 40
Подвеска
Тормозная системаИсследование:360 Стоимость:20 40
Фильтры
Трансмиссия ДвигательИсследование:720 Стоимость:30 80
Запчасти
ППО
Пополнение экипажа
Горизонтальный приводИсследование:330 Стоимость:20 40
45mm_AP_1942_ammo_packИсследование:330 Стоимость:20 40
Пристрелка орудияИсследование:360 Стоимость:20 40
Подъёмный механизмИсследование:540 Стоимость:20 60
Артиллерийская поддержкаИсследование:720 Стоимость:30 80

Вооружение

Основное орудие

45-мм пушка 20-КБоезапас86 снарядовСкорость перезарядкибазовый экипаж → асы3,8 → 2,9 сек.УВН-8° / 25°300px-%D0%91%D0%A2-5_%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%281%29.jpg

БТ-5 вооружен 45-мм орудием 20-К с боезапасом в 86 снарядов. Вторым главным достоинством машины является его орудие, которое запросто пробивает всех встречаемых противников на своём боевом рейтинге, а также не теряет своей эффективности и на более высоких БРах. Помимо хорошего бронепробития, орудие БТ-5 имеет и высокую точность, небольшой разброс снарядов может начаться только на дистанциях более 600 метров. В отличие от большинства последующих советских танков, БТ-5 обладает хорошими УВН от -8 до +25° что в купе с быстрой перезарядкой будут несомненным достоинством этой машины. Башня танка вращается со средней скоростью.

Для танка доступно два типа снарядов:

  • БР-240 — бронебойный тупоголовый каморный снаряд. Обладает отличным бронепробитием и хорошим заброневым воздействием. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
  • БР-240СП — бронебойный остроголовый сплошной снаряд. Обладает чуть более лучшим бронепробитием, чем БР-240, но не имеет взрывчатого вещества, из-за чего заброневое воздействие в разы хуже каморного снаряда. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется для точечных ударов по экипажу и модулям хорошо бронированных целей.

Пулемётное вооружение

7,62-мм пулемёт ДТ (спаренный)Боезапас1 890 снарядовРазмер обоймы63 снарядовСкорость перезарядкибазовый экипаж → асы10,4 → 8,0 сек.Скорострельность600 выстрелов/мин.

БТ-5 вооружен 7,62-мм пулемётом ДТ с боезапасом в 1890 патронов. Пулемёт спарен в башне с основным орудием. Пулемёт очень эффективен при стрельбе по экипажу не защищенному броней, например при ведении огня по ЗСУ или САУ с открытой рубкой, но полностью бесполезен против бронированных целей, которым не нанесёт никаких повреждений.

Медиа

  • 240px-%D0%91%D0%A2-5_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F_2.jpg

    БТ-5 с танковым номером 13 на башне

  • 240px-%D0%91%D0%A2-5_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F_3.jpg

    Танки БТ-5 на учениях

  • Немецкие офицеры осматривают подбитые танки БТ-5

  • Советские танкисты позируют на своём БТ-5

  • БТ-5 ведёт огонь по финскому ДОТу на Карельском перешейке

Историческая справка

300px-%D0%91%D0%A2-2_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8_%D0%BE_%D0%91%D0%A2-5.jpg

После запуска в серийное производство танков БТ-2 в 1930 году, практически сразу обнаружились некоторые недостатки этой машины. В основном это было обусловлено тем, что БТ-2, по сути, являлся советской копией танка M.1931. американского инженера Дж. Кристи, у которого СССР и купило проект его танка, в связи с тем, что на родине плоды труда Кристи попросту никого не заинтересовали. В Советском Союзе же военное командование впечатлила быстроходность машины, инновационная схема ходовой части и возможность перехода машины с гусеничного хода на колёсный. Но, так как в Америке M.1931. в серию не пошел и был построен всего в нескольких экземплярах, при серийном выпуске и дальнейшей эксплуатации танков БТ-2, всплыли некоторые изначальные недоработки и «детские болезни» машины. Так, военное командование СССР не устраивала огневая мощь танка и стоимость моторно-трансмиссионной части, двигатели для БТ-2 закупались в Америке, так как в СССР, к началу серийного выпуска, подходящего двигателя для БТ-2 попросту не нашли.

Поэтому, уже в январе 1932 года, по предписанию военного командования, начались работы по модернизации танка БТ-2. Были разработаны три варианта развития БТ-2, получивших наименование БТ-4, БТ-5 и БТ-6. Выбор вышестоящих военных чинов пал именно на БТ-5. Помимо увеличения огневой мощи и замены башни, под новое 45-мм орудие (вместо 37-мм на БТ-2) и замены американского устаревшего двигателя «Либерти» на советский авиационный двигатель М-5, выбор руководства был смотивирован и тем фактом, что конструкция корпуса и большинства узлов танка не требовали значительных изменений на производственных мощностях, поэтому переход на выпуск БТ-5 можно было организовать практически мгновенно. После одобрения на серийный выпуск, БТ-5 был запущен в производство в середине 1933 года.

300px-%D0%91%D0%A2-5_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F_1.jpg

Первые танки БТ-5 стали поступать в учебные танковые части, практически сразу, после начала выпуска. Первые испытания танка и учебные стрельбы показали улучшение характеристик машины и вполне удовлетворили военное руководство. Советские танкисты, осваивающие новую модель и принимавшие участие в её испытаниях, отмечали заметно возросшую надежность силовых агрегатов и качества сборки. Боевое крещение БТ-5 получил в 1937 году в Испании, правительство которой СССР поддерживало военными поставками, в числе которых были и 50 танков БТ-5. Основными противниками БТ-5 в Испании стали итальянские танкетки и легкие немецкие танки Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II, над которыми БТ-5 показал своё полное превосходство, хотя и при штурме особо укрепленных районов большая часть машин и была утеряна. Несколько штук БТ-5 были захвачены армией Франко и воевали уже на их стороне. Далее танки БТ-5 зарекомендовали себя с наилучшей стороны принимая участие в битве с японцами в районе реки Халхин-Гол. А вот зимой 1939-1940 года в Советско-финской войне БТ-5 показали свою абсолютную беспомощность против финской легкой противотанковой артиллерии, понеся серьёзные безвозвратные потери в танках. После этого, советское военное командование пересмотрело свою политику в области танкостроения и пришло к выводу, что танки только с противопульной бронёй уже не актуальны и дальнейший упор в танкостроении нужно делать на увеличении бронезащиты будущих машин.

Тем не менее, к лету 1941 года, танки БТ-5 составляли одну восьмую всего танкового парка СССР. В первые недели нападения нацистских войск, большая часть танков БТ-5 была безвозвратно утеряна, уничтожена огнём немецких орудий, брошена из-за поломок или закончившегося горючего или, по причине невозможности эвакуации, просто взорвана самим экипажем танков, чтобы не достаться противнику. Но всё же, около 35 машин досталось немецким танковым частям в качестве трофеев, получивших наименование в немецкой армии Panzerkampfwagen BT 742(r), но почти все они были утеряны в тяжелых боях под Москвой, зимой 1941-1942 года. Также неопределённое количество БТ-5 было захвачено и союзниками Германии — Венгрией, Румынией и Финляндией, у которых танковый парк был весьма скуден, поэтому их танкисты были рады любым, даже уже устаревшим машинам. В армии СССР же, остатки БТ-5, применялись советскими танкистами вплоть до 1944 года, пока уцелевшие машины полностью не выработали свой моторесурс. Но на этом боевая карьера БТ-5 в СССР не закончилась, так БТ-5 в составе дальневосточных частей приняли участие в боях с Квантунской армией, в 1945 году, при этом не понеся потерь, лишь несколько машин вышли из строя из-за технических неисправностей.

Описание

БТ-5 — советский легкий колёсно-гусеничный танк. Являлся модернизацией более раннего танка БТ-2, в отличие от которого получил новую башню с более мощным 45-мм орудием, а американский двигатель «Либерти» был заменён на советский авиационный М-5. За период производства с середины 1933 года по конец 1934 года было выпущено 1880 машин, после чего БТ-5 уступил дорогу более совершенной версии себя — танку БТ-7.

БТ-5 активно применялся в боевых действиях с 1937 по 1945 года. Потерял свою боевую эффективность к концу 1939 года, ввиду широкого распространения на полях сражений противотанковой артиллерии, при том что броня самого БТ-5 могла защитить лишь от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Тем не менее воевал в составе РККА против немецких войск вплоть до 1944 года, а в 1945 году оставшиеся в строю БТ-5, не понеся боевых потерь, принимали участие в освобождении Китая от остатков японский войск.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий