Малозаметный вертолет Сикорский MH-X «Сайлент Хок». США

Тактико-технические характеристики[править]

6e2e28db2a4a3b108c1b114b321aae9a.jpg RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache (сзади).

12f6943ffe7605c89e87615854f5c716.jpg RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache.

Источник данных:

Jane’s

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
  • Длина: 14,28 м
  • Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
  • Диаметр несущего винта: 12,9 м
  • Диаметр фенестрона: 1,37 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
  • Высота: 3,37 м (до несущего винта)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 116,74 м²
  • Масса пустого: 4 218 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4×Hellfire и 2×Stinger)
  • Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
  • Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 870 кг
  • Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных LHTEC T800-LHT-801
  • Мощность двигателей: 2 × 1 563 л.с. (2 × 1 165 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 324 км/ч
  • Крейсерская скорость: 306 км/ч
  • Боевой радиус: 278 км
  • Перегоночная дальность: 2 222 км
  • Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
  • Скороподъёмность: 4,5 м/с
  • Нагрузка на диск: 71 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 207 Вт/кг (на трансмиссию)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/-1 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
  • Боевая нагрузка: внутренний отсек: 6 х ПТУР AGM-114 Hellfireили 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
  • внешняя подвеска: 8 х ПТУР AGM-114 Hellfireили
  • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или
  • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 или
  • 1703 л ПТБ

История создания

К концу десятилетия проекты на конкурс предоставили альянс и «Макдоннел-Дуглас» и объединившиеся в тандем конкуренты – фирма Сикорского и вертолётное подразделение «Боинга». В 1991 году проект союза «Боинг-Сикорский» был выбран победителем. Тогда же пока ещё несуществующему вертолёту присвоили официальное название – RAH-66 «Команч».

vertolet-rah-66.jpg

Новый, прежде ни одной машине не присваивавшийся, индекс показывал, что из пассивного «наблюдателя» вертолёт превратился в настоящего боевого разведчика, да ещё способного быть полноценным штурмовиком.

Читайте также:  Российские стрелки рассказали “Ъ” о перспективах охоты с луком

Сборку первого прототипа заводы начали в 1993 году, а завершилась она только весной 1995 года. Первый полёт «Команч» должен был совершить в том же году, но из-за ряда встреченных проблем с конструкцией и электроникой его отложили до 1996 года. Наконец, в январе RAH-66 впервые взлетел, проведя в воздухе 39 минут. Полёты второго прототипа стартовали в 1999 году.

Пока прототипы испытывались, армия планировала приобрести более тысячи «Команчей», а первые поставки должны были начаться в 2006 году.

Тем времени первый прототип выработал ресурс в 2002 году, налетав почти 400 часов. Второй RAH-66 пошёл на доработку для установки более мощных двигателей и дополнительного оборудования. В 2003 году начали строить третий «Команч», уже пригодный для массовой сборки, а за ним должна была последовать первая серия. Но этого не произошло.

Армия решила перенаправить бюджет на модернизацию уже существующих вертолётов и форсирование заработок разведывательных БПЛА, и программу строительства «Команчей» свернули. Оба построенных RAH-66 отправились в музей армейской авиации в Алабаме.

Конструкция и характеристики

Фюзеляж «Команча» собирался из композитных панелей, а главным несущим элементом была балка коробчатой формы, тоже композитная. Плоские поверхности панелей и радиопогощающее покрытие повышали незаметность вертолёта. Уровень производимого «Команчем» шума снижался за счёт пятилопастного винта (тоже композитного) и хвостового винта типа «фенестрон». Шасси, конечно, выполнили убирающимся.

Кабина RAH-66 двухместная, причем, если традиционно на переднем сиденье размещался оператор вооружения – теперь там усадили пилота.

Основным элементом каждой приборной доски были два многофункциональных дисплея, кроме того, информация отображалась на нашлемных дисплеях. Система управления вертолётом – электродистанционная.

rah-66-komanch-3.jpg

Читайте также:  Покоритель Эвереста: скрытые возможности новейшего Ми-38

Новых комплексов вооружения для «Команча» не разрабатывалось, и по этому параметру он не отличался от других американских вертолётов. В закрывающихся отсеках RAH-66 мог нести противотанковые ракеты «Хеллфайр», НУР “Гидра» либо ракеты «Стингер» для защиты от воздушных целей.

Дополнительные ракеты могли подвешиваться на быстросъёмных пилонах.

А вот автоматическая пушка калибра 20мм несколько отличалась от существующих. В основе это было применённое на «Кобре» орудие М197, но для «Команча» его сильно облегчили, а гильзы патронов заменили алюминиевыми.

komanch-v-gorah.jpg

Хотя прямого аналога «Команч» не имел, напрашивается его сравнение со знаменитой «Чёрной акулой». Хотя Ка-50 создавался, в первую очередь, как штурмовик, вертолёты схожи по высокотехнологичности, срокам разработки и известности в медиа.

RAH-66 «Команч» Ка-50
Максимальный взлётный вес, кг 7,900 10,800
Максимальная скорость, км/ч 324 315
Боевой радиус, км 278 470
Потолок, м 4,566 5,500

Конечно, Ка-50 был сильнее вооружён и лучше бронирован. «Команч» выигрывал в незаметности и маневренности. Но судьба «Чёрной акулы» оказалась удачнее – она проложила дорогу двухместным модификациям.

Хотя «Команч» так и не вышел из стадии разработки, а серьёзным инструментом пропаганды не являлся – он успел приобрести массовую известность. Дело в том, что ещё до первых полётов RAH-66 фирма Nova Logic выпустила компьютерную игру, в которой игроку предлагалось полетать именно на «Команче».

На протяжении десятилетия вышло четыре поколения игры и ещё до выхода последней части продажи превысили два миллиона копий.

Прогресс и провал. Технологии проекта RAH-66 Comanche

1612891258_rah-66-2.jpg

Опытный RAH-66 в полете

В начале 1996 г. свой первый полет совершил опытный разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche, разработанный компаниями Boeing и Sikorsky. Испытания продолжались несколько лет, и в 2004 г. Пентагон принял решение о закрытии проекта. Получившийся вертолет не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, а также был слишком дорогим и чрезмерно сложным. Одной из причин высокой сложности проекта являлся ряд новых и смелых решений и технологий в разных областях.

Против радиолокаторов

К будущему RAH-66, разрабатывавшемуся в рамках программы Light Helicopter Experimental (LHX), предъявлялись особые требования по заметности. Разведывательно-ударная машина должна была буквально висеть над полем боя – с понятными рисками. Поэтому следовало одновременно уменьшить радиолокационную, инфракрасную и акустическую заметность.

progress-i-proval-tehnologii-proekta-rah-66-comanche.jpg

Читайте также:  Схема салона Airbus A330-200 и Airbus А330-300 Аэрофлота

«Команч» и «Апач» в воздухе

Планер для RAH-66 проектировался с применением всех доступных технологий и наработок. Он получил характерную угловатую форму, образованную плоскими и изогнутыми панелями, а также скругленными гранями. Обшивку планера выполнили из композитов с минимальным коэффициентом отражения. Кроме того, использовалось специальное покрытие с функцией поглощения радиоволн.

Серьезной проблемой в контексте малозаметности стали несущий и рулевой винт. Втулку несущей системы закрыли композитными обтекателями, а лопасти построили с минимальным количеством металла и со всеми необходимыми покрытиями. Эти меры позволили резко сократить отражения от несущего винта, хотя и не исключили их. Рулевой винт получил композитные лопасти и был размещен в кольцевом канале. Это исключило его облучение с передних углов, а также сократило отражения сигнала сбоку.

Очевидные преимущества малозаметности: вертолет найдет противника раньше, чем обнаружит себя

«Команч» отличался минимальным числом выступающих деталей. Так, носовая пушечная установка могла разворачиваться назад вдоль фюзеляжа и убирать ствол в закрытую нишу. Подвесное вооружение разместили на крыльях, убираемых в бортовые грузоотсеки фюзеляжа. Предусматривалась и открытая перевозка оружия с ростом нагрузки и с увеличением заметности.

Компании-разработчики сообщали, что все эти меры позволили довести заметность вертолета до возможного минимума. В зависимости от разных факторов, ЭПР вертолета RAH-66 была в 250-360 раз ниже, чем у строевого AH-64 Apache. Более того, вертолет по ЭПР сравнивали с ракетой AGM-114. Впрочем, точные цифры до сих пор не раскрывались.

Инфракрасная незаметность

Были приняты меры по сокращению заметности в инфракрасном диапазоне. Так, покрытие планера не только поглощало радиоволны, но и имело функции теплоизолятора. Это не позволяло теплу от внутренних агрегатов нагревать обшивку и демаскировать вертолет. Кроме того, пришлось создать оригинальную систему внутренних агрегатов, снижающую выбросы тепла наружу.

Применение композитов в конструкции фюзеляжа

Вертолет RAH-66 оснащался двумя турбовальными двигателями LHTEC T800-LHT-801 мощностью по 1563 л.с. При максимальном взлетном весе 5,6 т это позволяло получить высокие летно-технические характеристики. Кроме того, достигались и иные преимущества. В частности, силовая установка вертолета Comanche производила меньше горячих газов, чем более мощные моторы Apache.

Горячие газы от двигателей поступали в специально разработанное охлаждающее устройство, помещенное в хвостовой балке. Они охлаждались за счет забираемого забортного воздуха и выбрасывались в заднюю полусферу. Применение такого охлаждения позволило более полно использовать внутренние объемы планера, а также исключить необходимость установки бортовых экранирующих выхлопных устройств.

Выдвижная установка вооружений правого борта

За счет всех этих мер удалось в разы сократить тепловое излучение от вертолета и его выхлопа. По открытым данным, заметность в инфракрасном диапазоне сокращалась до 4 раз.

Снижение шума

Летящий вертолет производит шум, демаскирующий его на большой дистанции. Этот шум складывается из гула работающих турбовальных двигателей и звука воздушных винтов. В проекте RAH-66 были приняты меры по сокращению акустической заметности в полете.

Выхлопной канал системы охлаждения газов

Вопросы шума решались за счет оптимизации конструкции воздушных винтов. Несущая система под названием Pentaflex получила оригинальную втулку и особую конструкцию лопасти. Их разработали с учетом улучшения аэродинамики, уменьшения различных вихрей и, следовательно, сокращения шума – без потерь в прочности. Также имелась возможность снижения оборотов винта для сокращения шума. Схожие идеи реализовали на рулевом винте.

Боевые возможности

По требованию заказчика, вертолет LHX / RAH-66 должен был решать несколько основных задач. Планировалось создать вертолет с возможностью оптической и радиотехнической разведки, а также способный наносить удары по наземным целям и поражать летательные аппараты. Все это потребовало использовать ряд новых решений.

Лопасть несущего винта

RAH-66 получил принципиально новый прицельно-навигационный комплекс с развитыми вычислительными средствами, «стеклянной кабиной» и нашлемной системой индикации. Предусматривалась интеграция в перспективные сетецентрические контуры управления войсками. В перспективе вертолет мог получить РЛС с надвтулочной антенной.

Для поражения наземных целей планировалось использовать управляемые ракеты AGM-114 Hellfire, до 6 ед. на двух выдвижных установках. Также предлагалось использовать ракеты «воздух-воздух» AIM-92 Stinger – до 12 ед. При необходимости можно было комбинировать боеприпасы. Предполагалось расширение номенклатуры за счет других вооружений, в т.ч. иностранных. Были разработаны съемные внешние крылья с одной точкой подвеской на каждом, что позволяло увеличить боекомплект или добавить подвесные баки.

Читайте также:  Скоростной бомбардировщик-торпедоносец SIAI (Савойя-Маркетти) S.79 «Спарвьеро»

Рулевой винт оригинальной конструкции

Цена прорыва

Варианты боевой нагрузки с дополнительными внешними плоскостями

Проект RAH-66 основывался на опыте разработки другой вертолетной техники, но предусматривал широкое использование совершенно новых идей и материалов. Часть новых технологий и агрегатов пришлось разрабатывать заново, на что требовались время и деньги. К моменту завершения работ на проект успели потратить ок. 7 млрд долл., а на серийное производство техники в желаемых количествах требовалось не менее 35-40 миллиардов.

Таким образом, программа LHX и ее результат в виде RAH-66, несмотря на все преимущества и передовые разработки, оказались слишком смелыми для своего времени и слишком дорогими. Продолжение проекта и немедленное использование новых технологий на практике посчитали нецелесообразным.

Шлем пилота RAH-66

Дорогой задел на будущее

–1985 гг.

С середины 1960-х гг. на смену транспортным и многоцелевым вертолетам, успешно выполнявшим и гражданские, и военные задачи, начали приходить вертолеты чисто военного назначения. Ими стали бронированные боевые машины – вертолеты огневой поддержки и противотанковые. Военным понадобились и транспортные машины нового класса – сверхтяжелые вертолеты для перевозки бронированной и ракетной техники.

Первым вертолетом, который с самого начала проектировался как боевой, стал американский АН-1 «Кобра», поднявшийся в воздух в 1965 г. Его конструкторы учли опыт, полученный в ходе вьетнамской войны. Композитная броня NOROC прикрывала сиденья экипажа, боковые стенки кабины, важные элементы двигателя. В кабине схемы «тандем» (по называнию двухместного велосипеда) впереди сидел оператор управления огнем, а сзади и выше – летчик. «Кобры», вооруженные пулеметами и 20-мм пушками, были относительно дешевым и, при этом эффективными вертолетами огневой поддержки, и их закупали армии многих стран.

71.jpgAH-1 «Кобра». США. 1967 г.

Специализированные вертолеты для борьбы с танками появились в результате арабо-израильского конфликта 1973 г. Тогда всего 18 американских многоцелевых вертолетов UH-1, которые израильтяне снабдили ПТУР, за один день уничтожили 90 египетских танков. Это произвело большое впечатление на Пентагон, намеревавшийся бороться с советскими танками, и ПТУР установили на «Кобру».

Но и UH-1, и «Кобра» оказались слабоваты для противодействия танкам. Поэтому началась разработка специализированной противотанковой машины, и в 1975 г. взлетел прототип вертолета АН-64 «Апач», которому дали имя «в честь» племени североамериканских индейцев-апачей. «Апач» оказался весьма сложным, поэтому его доводка и постановка на вооружение заняли 9 лет.

73.jpgАН-64 «Апач». США. 1948 г.UH-1 «Ирокез» (»Хьюи»). США. 1959 г.

Советские конструкторы подошли к проектированию боевого вертолета иначе, чем американцы. Впервые поднявшийся в воздух в 1974 г. Ми-24 имел «пассажирский» отсек, в котором размещались 8 десантников. Это позволило «Крокодилу» (такое прозвище получил Ми-24 в период войны в Афганистане – 1979-1989 гг.) высаживать группы спецназа – и тут же прикрывать их огнем, а также вывозить под вражеским огнем раненых. Ми-24 стал самым популярным в мире боевым вертолетом – его серия превысила 3500 шт.

Ми-24. СССР. 1971 г.

По заказу советских военных для доставки в труднодоступные места тяжелой техники, включая разобранные на крупные агрегаты баллистические ракеты, в 1968 г. был создан В-12 – прототип вертолета поперечной схемы грузоподъемностью до 30 т. Машина оказалась слишком сложной и дорогой и осталась в единственном экземпляре. Позднее на вооружение был принят Ми-26, выполненный по схеме Ми-6, но поднимающий почти в два раза больший груз (20 т). США ограничились модернизацией тяжелого вертолета СН-47 «Чинук», но его грузоподъемность была даже меньше, чем у Ми-6.

Сверхтяжелый вертолет Ми-26. СССР. 1980 г.Сверхтяжелый вертолет В-12 (Ми-12). СССР. 1968 г. На вооружение не принят

Защита вертолета

Вертолетная броня не должна быть слишком тяжелой – иначе вертолет не взлетит. Поэтому броня защищала лишь экипаж и критически важные зоны вертолета от наиболее вероятного оружия противника. Советские вертолеты (как и самолеты-штурмовики) должны были выжить после попадания снаряда калибра 20 мм (пушка М61 «Вулкан» в авиационном и зенитном варианте), а американские – после попадания 23-мм снаряда (пушка ГШ-23, зенитка ЗУ-23-2, самоходная установка ЗУ-23-4 «Шилка»). Кроме того, броню не должны были пробить 12,7-мм бронебойная пуля, а также осколок боевой части легкой зенитной ракеты.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий