Современные военные самолёты России: типы, новейшие и перспективные

Особенности конструкции

В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность.Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.

К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:

  • свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
  • два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
  • грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
  • грузоподъёмность – не менее 20 т.

В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.

0_56bca_649283f7_orig.jpg

Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.

Почему «Сухой»?

Для стороннего наблюдателя выбор именно «Сухого» может выглядеть достаточно неожиданно. Дело в том, что эта компания традиционно специализируется на разработке машин не легкого, а тяжелого класса.

Особенно тут следует выделить суперудачную платформу Су-27, позволившую создать широкий ассортимент тяжелых многофункциональных истребителей и даже многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34. Линейка машин четвертого поколения, разработанная на основе платформы «двадцать седьмого», не только принесла отечественному ОПК хорошие прибыли, но и создала за рубежом своеобразный культ «Сухого», благодаря которому «Сушки» приобретали даже страны, которые объективно не имели запроса на такую тяжелую машину.

Востребованность на рынке позволила компании выступать донором всего отечественного авиастроения. Без реализованных ею экспортных контрактов не появился бы ни ближнемагистральный Sukhoi Superjet, ни среднемагистральный МС-21. Наконец, именно «Сухому» удалось создать первый российский истребитель пятого поколения — двухдвигательный тяжелый Су-57, который в 2020 году вышел на серийное производство и стал поступать в ВКС России. В линейке БПЛА компания тоже занимается тяжелыми машинами, например выполняет НИОКР на тяжелый ударный беспилотник С-70 «Охотник».

В «Сухом» накоплен огромный конструкторский и производственный опыт, которого нет нигде больше. Этот опыт позволяет ПАО «Компания Сухой» успешно «играть» и за пределами «поля» машин тяжелого класса.

На фоне вышеперечисленных свершений «Сухого», заслуги корпорации «МиГ», традиционно выступающей разработчиком легких истребителей, смотрятся заметно скромнее. К сожалению, несмотря на неплохие стартовые условия (в начале 1990-х легкий двухдвигательный истребитель МиГ-29 имел поразительную по своей величине географию и объем поставок), «МиГ» не смог повторить успешный опыт «Сухого» по экспортной экспансии.

full-1622191309tQxqt76kibMOOfIC2Xu55yOE7L0wiGCB88oe7VwJ.jpegФедеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

Последнее десятилетие прошлого века прошло для «МиГ» в судорожных попытках наладить эффективное серийное производство и как-то сладить с ценообразованием. В начале 2000-х наблюдались попытки перезапустить предприятие, были реализованы ограниченные поставки МиГ-29 в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Но к стремительному взлету АО РСК «МиГ» все это не привело. Сейчас дальнейшее развитие магистральной модели предприятия находится под вопросом — новейший легкий истребитель четвертого поколения МиГ-35 пока не нашел своего покупателя.

В феврале 2020 года гендиректор АО РСК «МиГ» Илья Тарасенко был назначен еще и гендиректором ПАО «Компания Сухой». Однако уже в октябре того же года Тарасенко покинул обе должности. Думается, что в этот-то момент «окно возможностей» для получения НИОКР на создание «однодвигательного легкого тактического самолета» пятого поколения для «МиГ» и закрылось. Управленцы «Ростеха» трезво взвесили потенциал «Сухого» и «МиГ», после чего отдали НИОКР на легкую машину первому. Не исключено, что дополнительным доводом в пользу такого выбора стал «двигательный» вопрос.

Тот же источник, сообщивший о разработке «Сухим» перспективного однодвигательного легкого истребителя, добавил:

«При создании самолета планируется широко использовать задел, наработанный в рамках создания Су-57, в том числе новейший двигатель «изделие 30».

Иными словами, «Сухой» уже работает с «сердцем» перспективного легкого истребителя. И это, разумеется, сыграло свою роль при выборе КБ, которое будет заниматься созданием новой машины.

Упущенный корпорацией «МиГ» шанс на крайне многообещающий контракт — это урок для других отечественных авиационных КБ, по ряду позиций до сих пор прибывающих в «старческом сне» прошлого века. Особенно это актуально в отношении КБ «Ильюшин» и «Туполев», где острый запрос на новые машины периодически натыкается на утраченные компетенции.

full-16221913898f9ac50415123c60cff19a9c52e46a03.jpegwikipedia.org &nbsp/&nbspAlex Beltyukov / CC BY-SA 3.0

Наибольшие из наибольших

Пальму первенства за звание супергиганта у С-5 отобрал Ан-124 «Руслан». Имея сходные с С-5 показатели полезной нагрузки, он обладает уникальным грузовым отсеком объёмом 1050 м3.

Вслед за ним, в 1988 году в небо ушел гигантский самолёт, тридцать лет занимавший первую строчку в списке самых больших летательных аппаратов.

Ан-225 «Мрия» — доработанный на базе Ан-124 проект для транспортировки крупногабаритных грузов весом до 250 т. Для этого грузовой люк был перенесен с хвоста на нос воздушного судна, увеличено количество опор шасси. Для увеличения устойчивости самолёта применено двухкилевое оперение.

На этой машине установлен абсолютный рекорд грузоподъемности – 253,8т. Единственный эксплуатирующийся экземпляр Ан-225 сегодня завис между Киевом и Пекином. О реальных владельцах прав на «Мрию» известно лишь очень узкому кругу лиц. Другая машина, спроектированная для транспортировки модулей комплекса «Энергия-Буран», — проект КБ Виктора Мясищева ВМ-Т. За семь лет (1982-1989) две машины совершили более 150 рейсов на Байконур.

944.jpg

На сегодняшний день круг боевых самолётов России военно-транспортного назначения, находящихся в реальной эксплуатации в странах блока НАТО и в России ограничивается вышеперечисленными моделями. Транспортники ВВС Китая – в основном лицензионные копии уже летающих гигантов. Для сравнения приведем основные эксплуатационные характеристики лучших военно-транспортных самолётов мира:

Новинки авиации России

Видео про новейшие российские самолеты, от которого трепещет весь мир.

pinit_fg_en_rect_red_28.png

Ваша оценка очень важна:

Сравнительные характеристики основных показателей военно-транспортных самолётов

Самолёт Грузо-подъёмность, т Объём грузового люка, м3 Практическая дальность полёта, км.
С-130 19 104 628/645 5 250 1956
Ан-12 21 122 570/660 3 200 1959
С-141 27,2 178 796/910 4 723 1965
Ан-22 60 465 560/650 5 225 1969
С-5А 118,4 850 888/919 10 411 1970
Ил-76 60 288 800/855 6 700 1974
Ан-124 120 1050 850/865 4 800 1982
Ан-225 250 1210 750/850 15 400 1988

Количество армейских военных самолетов транспортного назначения ВТА РФ по состоянию на начало 2017 года – около трёхсот единиц. Если доподлинно известно, сколько военно-транспортных самолётов у России, США не горят желанием полностью раскрывать данные о количестве стоящих на вооружении транспортников. Прежде всего – из-за большого разброса своих «геополитических интересов» по всему миру.

</span>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий