«Зубр» — малый десантный корабль на воздушной подушке В» Оружейная коллекция

Вертолет

Огорчились друзья, что на рыбалку не попадут, стали дальше думать. Тут Коля вдруг по столу кулаком ударил.

— Ребята, а если на вертолете? А что? Вертолету ведь дороги не нужны. Куда хочешь нас забросит, даже в самую глушь. И хоть каждому по лодке, палатке и набору удочек взять можно.

Петя покачал головой:

— А вдруг погода нелетная будет? На этом можно пару дней потерять, а ведь отпуск короткий. К тому же площадка нужна подходящая, ни один вертолет не сядет на тонкий битый лед или в болото. Да и дорого будет нам втроем целый вертолет арендовать. Не подходит.

Расстроились друзья пуще прежнего. Такая ведь рыбалка пропадает!

История создания десантного корабля «Зубр»

Несколько десятилетий тому назад многие эксперты, связанные с военно-морской тематикой, полагали, что в тактике боевых действий на море грядет революция, связанная с использованием кораблей и катеров на воздушной подушке. Подобные суда обладали большой эксплуатационной гибкостью и могли быть привлечены к выполнению множества функций. Более всего такой воздушный корабль подходил для выполнения десантных операций.

Работы по созданию подобных судов проводились в Великобритании, США, Франции и Китае. Заинтересовал корабль на воздушной подушке и советских адмиралов.

Американцы начали серьезно заниматься разработкой СВП после начала войны во Вьетнаме, корабль на воздушной подушке оказался идеальным средством для действия в дельте Меконга. На Западе строились сравнительно небольшие корабли подобного класса (скорее, катера), их основной задачей являлось действие в прибрежной зоне или высадка десанта с больших кораблей.

В СССР к этому вопросу подошли несколько иначе. Еще в середине 60-х годов в ленинградском КБ «Алмаз» занялись созданием десантного корабля на воздушной подушке проекта 1232 «Джейран». И это был точно не катер. Судно обеспечивало переброску не только десантников, но и тяжелой боевой техники: воздушный корабль мог доставить два танка Т-55 на расстояние в 300 морских миль. Полное водоизмещение «Джейранов» составляло 350 тонн. Этот воздушный корабль стал самым большим в мире, обогнав ближайшего конкурента почти в два раза. Кроме «Джейранов», в СССР были запущены в серийное производство целый ряд катеров на воздушной подушке: «Омар», «Скат», «Кальмар».

Советская промышленность построила для ВМФ 18 серийных кораблей класса «Джейран».

igor2-23061813284528_3.jpg

Однако военным нужен был десантный корабль еще большего размера.

Главнокомандующий советским ВМФ адмирал Горшков и министр обороны Устинов считались горячими поклонниками СВП, как и вообще судов, созданных на основе динамических принципов поддержания (экранопланы, СВП, корабли на подводных крыльях). Поэтому уже 1978 году конструкторам КБ «Алмаз» было выдано задание на разработку более мощного корабля под названием «Зубр».

Этот воздушный корабль должен был принимать на борт три танка, иметь более высокую скорость и усиленное артиллерийское вооружение. По сути, корабли проекта 12322 «Зубр» стали дальнейшим развитием «Джейранов». Их строительство планировали начать сразу на трех заводах: в Ленинграде, Феодосии и Хабаровском.

Головной корабль проекта 12322 «Зубр» был заложен в 1983 году, спущен на воду в 1986 и через два года он вошел в состав ВМФ СССР. После проведенных испытаний в конструкцию последующих «Зубров» были внесены незначительные изменения.

После распада СССР пять СВП проекта 12322 оказались в составе российского ВМС, а три – были переданы Украине. В 2000 году был подписан контракт с ВМС Греции, согласно которому этой стране были переданы четыре корабля проекта 12322 «Зубр». В 2013 году Украина изготовила первый корабль проекта 12322 для ВМС Китая.

После аннексии Крыма российскими чиновниками различных рангов неоднократно озвучивались планы возобновить строительство судов проекта 12322 на феодосийском заводе «Море». Однако как увязать такие заявления с отказом российского флота от этих кораблей – непонятно.

igor2-23061813284528_4.jpg

«Хаска 10»: многоцелевой «воздухоход»

В 2021 году конструкторы Рыбинской верфи, входящей в концерн «Калашников», приступили к разработке СВП скегового типа «Хаска 10». Судно рассчитано на многоцелевое применение и создается в рамках государственной программы по освоению шельфовых месторождений. С его помощью станут более доступными регионы Сибири, Дальнего Востока, Арктики и рек Волго-Камско-Балтийского региона.

«Хаска» может перевозить до 10 тонн груза и разместить на борту, к примеру, трехосный тягач «КАМАЗ». Длина судна – 20,8 м, ширина – 12,5 м, высота – 7,4 м, водоизмещение – 35,7 тонны, мощность силовой установки – 4х800 л.с., скорость – 40 узлов. Управляется судно экипажем из 3 человек. В автономном режиме судно может проводить до 3 дней с дальностью плавания до 400 миль.

43d76cdd90c9d03444f00abe1051227c.jpg Схема «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

Особенностью конструкции «Хаски» являются гибкие ограждения-скеги. Именно скеги считаются одним из слабых мест СВП этого типа. Если для амфибий повреждение «юбки» не является критичным, то вывод из строя жесткого скега превращает скеговое судно в обычный водоизмещающий корабль с потерей скорости и всех остальных преимуществ СВП. Гибкие скеги отчасти решают эту проблему, они более устойчивы к воздействиям и могут огибать препятствия.

В данный момент работы по «Хаска 10» идут полным ходом. Рыбинская верфь занимается строительством совместно с , еще одним предприятием судостроительного кластера «Калашникова». Премьера нового судна на воздушной подушке должна состояться уже в текущем году.

8728352512b8810d928e2693ad95ac1a.jpg Модель «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

СВП скегового типа имеют хорошие перспективы как в военно-морском флоте, так и на «гражданке». По многофункциональности и скоростным возможностям в классе судов водоизмещением до 1000 тонн им нет равных. Скеговая конструкция подходит для создания скоростных транспортных паромов, десантных кораблей, для поисково-спасательных работ. Есть идеи по созданию вертолетоносцев на базе скеговых СВП. Благодаря таким разработкам, как «Хаска 10», остается надежда, что богатейший опыт отечественных конструкторов в создании скеговых «воздухоходов» будет востребован и в будущем.

Читайте также:  Спиннинг крокодил: преимущества и недостатки удилища

С опорой на воздух

Идея поднять судно из воды в воздух, чтобы снизить сопротивление и повысить скорость, всегда была очень привлекательной для судостроителей. За сто лет до появления первых пароходов и за двести лет до первых полетов на самолетах уже существовал проект, который можно назвать прообразом современных кораблей на воздушных подушках. В 1716 году шведский ученый Эммануил Сведенборг предложил с помощью лопастей и мускульной силы нагнетать воздух под парусиновый купол, на котором можно перемещать людей и грузы. Идея осталась на бумаге, так как никакая мускульная сила не смогла бы поднять такой аппарат.

Воплотить что-то подобное в реальность стало возможным только с появлением двигателей внутреннего сгорания. В 1915 году австро-венгерский офицер и изобретатель Мюллер фон Томамюль построил экспериментальный торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот», который смог разогнаться до 40 узлов (чуть более 70 км/ч). Но ускорять машины с помощью воздушной прослойки предлагали не только на воде. В 1926 году Константин Циолковский высказывал мысль о скоростном поезде без колес, движение которого основывалось бы на использовании давления воздуха.

5f811656b94ca3c7582c2d1cdc87fa93.jpg Торпедный катер с поддувом «Ферзухсгляйтбот»

Читайте также:  Уха из леща: рецепты на костре, в домашних условиях – Onwomen.ru

Наша страна была первой в создании действующих «воздухоходов» скегового типа. Работы над ними были начаты в 1927 году под руководством профессора В.И. Левкова. Судна на воздушной подушке (СВП) разрабатывались для военного применения. В конце 1930-х годов катер Левкова «Л-5» весом 9 тонн достиг скорости 73 узла (более 135 км/ч). Он был построен по скеговому типу конструкции.

Левков работал и над СВП камерного типа, но развития это направление не получило. Изобретателем соплового способа формирования воздушной подушки, который сегодня используется в большинстве СВП, считается англичанин Кристофер Коккерелл. По легенде, он открыл принцип воздушного барьера, экспериментируя с двумя консервными банками, вставленными одна в другую. В 1955 году Коккерелл запатентовал схему СВП под названием Hovercraft («парящий аппарат»). А в 1959-м первое построенное им судно SR-N1 пересекло пролив Ла-Манш за 20 минут.

3122246078f9b6f1b430a6c01b5d6428.jpg Hovercraft SR-N1

Катера-амфибии

Судна-амфибии – это компактные судна, передвигающиеся обычно за счет воздушных винтов. Они расположены сверху корпуса. Благодаря винтовым кольцевым насадкам снижается шум от их работы, и происходит увеличение тяговой силы. Чтобы судно передвигалось быстрее, корпус амфибии облегчен. Он создан из алюминия, а рубка управления стеклопластиковая. Силовая установка обычно дизельная или бензиновая и охлаждается воздухом. Легкий корпус с мощной силовой установкой делают катер быстроходным. Яркими представителями катеров-амфибий можно считать:

  • Нептун 3 с двигателем Rotax-582UL;
  • Пегас 4М – модель Rotax912;
  • Хивус-4 с силовой установкой ВАЗ-21213;
  • Кайман оснащен двигателем Subaru. Его мощность – 260 лошадиных сил;
  • Гепард, на котором установлен двигатель 3М3-53-11.

kater-gepard-width-448.jpg Катер “Гепард”

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий