Вертолёт Ми-1–первый массовый вертолёт Советского Союза

Технические характеристики и сравнение

Традиционно в качестве прямых аналогов Ми-1 называют вертолёт Сикорского S-51 (H-5) и британский Bristol-171. При этом массовый выпуск советской машины начался, когда американский уже сняли с производства.

Ми-1 H-5 Type 171
Взлётная масса (нормальная), тонн 2,1 2,1 2,5
Пассажиры, человек 2-3 3 3
Грузоподъёмность, кг 255 Нет данных Нет данных
Крейсерская скорость, км/ч 130 130 169
Практическая дальность, км 430 370 531

Ми-1, по своим характеристикам был вполне типичным представителем поколения ранних винтокрылых летательных аппаратов. Возможно, он даже был одним из лучших – на «первом» установили почти три десятка мировых рекордов, причём последние из них устанавливались уже после прекращения выпуска вертолёта.

Первым «внутренним» конкурентом «геликоптера Миля» стал Як-100. Эта машина, внешне напоминающая американский S-51, получила положительные отзывы лётчиков-испытателей, и успешно прошла государственные испытания. Но после того, как в серию рекомендовали Ми-1, работы по Як-100 остановились, и выпуск ограничился двумя прототипами.

Позже в СССР параллельно с машинами Миля выпускался и эксплуатировался Ка-18 – машина со схожими характеристиками, но построенная по схеме с соосными винтами и отличавшаяся использованием стеклопластиковых лопастей.

С началом выпуска новых вертолётов они тоже стали выводиться из эксплуатации.

Газотурбинные двигатели Ми-2 были на 40% мощнее поршневого АИ-26, при том, что были гораздо легче, а их размещение над фюзеляжем позволило высвободить весь его объём под грузопассажирский отсек.

Ми-1 был не первым советским вертолётом. Однако он оказался наиболее удачным и пригодным для массового выпуска. Он сыграл большую роль не только в освоении вертолётов советской авиацией (гражданской и военной), и, фактически, превратил небольшое конструкторское бюро Миля в полноценный вертолётный в прямом смысле не было бы таких знаменитых машин, как Ми-8 и Ми-24.

Конструкция вертолета Ми-1

Вертолет ГМ-1 (будущий Ми-1) проектировался по классической одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и хвостовым винтами. Для гашения колебаний лопастей в плоскости вращения использовались фрикционные демпферы, созданные при участи талантливого конструктора А.Э. Малаховского.

Для управления угловым положением вертолета был использован оригинальный автомат перекоса кольцевого типа. Рулевой винт проектировался коллективом под руководством А.С. Басдубова. Центральная часть фюзеляжа представляла собой сварную ферму из стальных труб, к которой крепился каркас кабины с приклепанной к нему дюралюминиевой обшивкой.

В передней части фюзеляжа располагалась кабина летчика и пассажиров. Позади кабины располагался двигательный отсек, в котором помещался семицилиндровый звездообразный двигатель АИ-26ГР конструкции А.Г. Ивченко, впоследствии замененным на форсированный АИ-26ГРФ. Запуск двигателя производился сжатым воздухом, от баллона.

polskaya-fantaziya-na-temu-modifikacii-mi-1-sa-2-otlichalsya.jpg

Польская фантазия на тему модификации Ми-1: SA-2 — отличался более вместительным фюзеляжем

Хвостовая балка проектировалась по полумонококовой схеме, на ней же размещались управляемые стабилизаторы. В качестве трансмиссии конструкторами А.К. Котиковым и Н.Г. Русановичем был спроектирован двухступенчатый главный редуктор. Система управления — тросового типа с инерционными демпферами.

На вертолете устанавливалось трехопорное неубирающиеся шасси, кроме того на хвостовой балке крепилась предохранительная опора.

Новшества

Ми-171 – вертолет, который проектировался на базе линеек Ми-17 и Ми-8. При этом машина получила множество дополнений. Существенной модернизации подверглась несущая платформа. Аппарат дополнил рулевой винт Х-образной конфигурации, а также стабилизирующая система от перекоса. Дополнительным преимуществом является внедрение современных композитных материалов.

Улучшения конструкционного плана положительно сказались на эксплуатационных параметрах. Повысилась управляемость и тяговая мощь винта. Дальность полета новой модели повысилась до 800 километров в автономном режиме. Для сравнения: предыдущая базовая версия могла преодолеть лишь 650 км пути без дополнительного обеспечения.

Характеристики вертолета Ми-1 (НАТО: Hare («Заяц»))

vertolet-mi-1.jpg

Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1948 г.
Экипаж: 1 человек (2 пассажира)
Двигатель: 1х ПД «Прогресс» АИ-26В, мощностью 575 л. с.
Максимальная скорость: 170 км/ч км/ч
Практический потолок: 3000 м
Дальность полета: 370 км (с подвесными баками)
Масса пустого: 1798 кг
Максимальная взлетная масса: 2331 кг (нормальная взлетная 2296 кг)
Размах крыльев: Диаметр несущего винта: 14,35 м, рулевого: 2,5 м
Длина: По фюзеляжу: 12,4 м, с винтом: 17 м
Высота: 3,3 м (по втулку винта)
Площадь крыла: Нет
Вооружение: Нет

Эксплуатация

Под конец 1948 г. в г. Серпухов была сформирована учебная эскадрилья ВВС, которая занималась освоением Ми-1 и подготовкой летчиков. До 1951 г. подготовка летного состава проводилась на вертолетах Г-3, а с 1951 г. ее пополнили несколько единиц Ми-1, который на продолжительное время стал основным учебным вертолетом в СССР.

Зимой 1954 г. Ми-1 начали использовать в гражданской авиации. Через пару лет он поступил на эксплуатацию в «Аэрофлот». Можно сказать, Ми-1 и Ми-4 начали эксплуатировать в одно время, поскольку они дополняли друг друга в возможностях.

На Ми-1 установили двигатели АИ-26 мощностью 580 л.с., которые могли поднять в воздух до 2,5 тонн веса. Плюс таких двигателей был в быстром переходе с малых оборотов на большие, что уменьшало вероятность возникновения аварийных случаев.

mi-1-kabina.jpg

Однако вертолет был неустойчив к сильным порывам бокового ветра, особенно во время посадки. Иногда наблюдался флаттер несущего винта. Зажигание двигателей осуществлялось путем сильного сжатия воздуха, поэтому во время запуска его в местности с разреженным воздухом (в горах) нередко возникали проблемы.

Читайте также:  Двойное заряжание: озвучена основная версия разрыва миномета на ровенском полигоне

Ми-1 использовался в военной и гражданской авиации не только СССР, но и в других странах мира.

Хорошие летно-технические характеристики этой модели подтверждены рядом рекордов. В частности за 1957-1968 годы, на Ми-1 установили двадцать семь мировых рекордов. Самые значимые:

  • рекорды скорости – 141, 196 и 210 км/ч на дистанции 1000, 500 и 100 м соответственно;
  • дальности полета – 1654 км;
  • рекорд высоты – 6700 м;
  • одиннадцать женских рекордов.

Исходя из данных статистики авторитетного журнала о военной авиации «Флайт Интернешнл», в 1995 г. на вооружении в разных странах мира находились около 150 вертолетов Ми-1.

mi-1-albom.jpg

Армейская модификация Ми-1В активно использовалась в Китае для борьбы против сил чанхайшистов, а также в других полицейских операциях. Также применялся египтянами и сирийцами в борьбе против израильской армии. В Ираке участвовал в операциях по ликвидации курдских протестов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий