Российский истребитель Су-35 сопроводил американский самолет над Тихим океаном

Ответный ход

ВВС США во многом берут на себя работу ПВО. Отсутствие аналогов таким комплексам дальнего действия, как С-300 и С-400 (да и на средних дистанциях американская техника провисает), заставляет придумывать самолётам концепцию, подобную F-22. В ней истребитель работает от защиты, находясь недалеко от аэродрома, не включая бортовую РЛС, а получая данные при помощи Авиационного комплекса радиообнаружения и наведения (АВАКС), то есть самолёта, оборудованного мощной радарной системой.

При необходимости работать в условиях серьёзной войны, сложного фронта и работающей ПВО противника ситуация резко меняется. Даже если предположить, что театром военных действий станет Европа, то необходимость постоянной дозаправки или полётов с подвесными баками быстро покажет нежизнеспособность такой концепции.

Российский комплекс фронтовой авиации создавался совсем с другими мыслями. В России необходимость переброски с фронта на фронт на большие расстояния и способность выполнять миссии глубоко за линией фронта ставились по умолчанию. Отсюда и гораздо большая дальность полёта, и возможность взять больше ракет во внутренних отсеках.

F-22 — это скорее дуэлянт, профессионал одного выстрела. На удобной для себя дистанции, в родных стенах он не оставит противнику шанса, стреляя быстро и сходу. ПАК ФА — это скорее солдат, способный проиграть в прямой дуэли, но зато гораздо более эффективный во время военных действий в лесу, в снегах, при плохой погоде.

F-22 Raptor. Фото: © flickr / US Air Force’>

Технология «стелс»

Доподлинно неизвестна «эффективная площадь» отражающей поверхности ПАК ФА. ПАК ФА — практически первый серьезный опыт России в разработке самолёта по технологии «стелс», хотя на поздних моделях боевых самолетов Микояна, Сухого и Туполева на корпусе используются поглощающие радиоволны материалы. Они позволяют снизить эффективную площадь до значений менее 1 м² (Справка: у F-22 немногим менее 0,1 м²[4]). Стоит отметить, что использование технологии «стелс» обходится крайне дорого и сильно влияет на стоимость самолёта, к тому же чрезмерное увлечение технологиями снижения заметности приводит к сильному ухудшению летно-технических характеристик летательных аппаратов. Например, самолёт F-117, при создании которого приоритетом было снижение заметности во всех возможных диапазонах, обладает крайне низким для тактических ударных самолётов аэродинамическим качеством, что напрямую влияет на массу боевой нагрузки и дальность полёта. Для современных самолетов принят принцип “разумной достаточности”, состоящий в компромиссе снижения заметности и высоких летных характеристик.

Самолёты Сухого

Истребители

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Годы производства Примечание
И-4 150px-%D0%98-4.jpg Истребитель 1927[1] 369 1928-1930 Построен совместно с А. Н. Туполевым[2]
И-14[3] 150px-Tupolev_I-14.JPG Истребитель 1933 18 1934-1935 Построен совместно с А. Н. Туполевым
Су-9[4][5] Истребитель 10 октября1957[6] ~1150 1958-1962[7] Первый реактивный истребитель КБ, строившийся серийно. Самый массовый истребитель Сухого.
Су-11[8] Истребитель-перехватчик[9] 6 января1958[10] 108 1958-1965
Су-15[11] Истребитель-перехватчик 30 мая1962 1400 1965-1975
Су-27[12] Истребитель 20 мая1977 ~600 С 1984
Су-27СМ2/СМ3[13] Многоцелевой истребитель конец 2009 4 С 2010
Су-30[14] Многоцелевой истребитель 1989 ~270 С 1992
Су-33[15] Палубный истребитель 17 августа1987 26 С 1989
Су-27М[16] Многоцелевой истребитель 18 июня1988 16 1988-1996 Так же известен под названием Су-35. Однако официально этот самолёт создавался по программе Су-27М.
Су-35[17] Многоцелевой истребитель 19 февраля2008 4 С 2008
Су-37[18] Многоцелевой истребитель 2 апреля1996 2 Серийно не строился
ПАК ФА (Т-50)[19] малозаметный многоцелевой истребитель 29 января2010 4 С 2010

Бомбардировщики/Штурмовики

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Годы производства Примечание
Су-2(ББ-1) Бомбардировщик 25 августа1937 893 1939-1941
Су-7 Истребитель-бомбардировщик 7 сентября1955 1874 1957-1972
Су-17 Истребитель-бомбардировщик 2 августа1966 2867 1969-1990
Су-24 Фронтовой бомбардировщик 17 января1970 ~1200 1971-1993
Су-25 Штурмовик 22 апреля1975 ~1320 C 1978
Су-25Т Штурмовик 17 августа1984 ~20 1991-1996
Су-39 Штурмовик 4 февраля1991 ~20 C 1995
Су-34 Фронтовой бомбардировщик 13 апреля1990 16 C 1996

Разведчики

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Годы производства Примечание
Су-12 Разведчик-корректировщик 26 августа1947 1 Серийно не строился

Учебные

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Годы производства Примечание
Су-25УТГ Реактивный учебно-тренировочный самолёт 1988 10 C 1990
Су-28 Учебно-тренировочный самолёт Август1987 1 Серийно не строился
Су-33УБ Учебно-боевой палубный истребитель 29 апреля1999 1 Серийно не строился

Пассажирские

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Годы производства Примечание
Су-80[20] Пассажирский самолёт местных авиалиний 4 сентября2001 8 С 2002
Sukhoi Superjet 100[21] Пассажирский самолёт средней дальности 19 мая2008 6 (январь 2011) С 2008

Спортивные

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Годы производства Примечание
Су-26 Лёгкий спортивный самолёт 1984 около 200 С 1984
Су-29 Лёгкий спортивный самолёт 1991 около 60 С 1991
Су-31 Лёгкий спортивный самолёт 1992 не менее 50 С 1992

Сельскохозяйственные

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Годы производства Примечание
Су-38 Лёгкий сельскохозяйственный самолёт 2001 2 Серийно не строился Единственный сельскохозяйственный самолёт КБ

Экспериментальные самолёты и проекты

Самолёт Фото Тип Первый полёт Количество экземпляров Статус Примечание
ШБ Бомбардировщик-штурмовик 9 апреля1940 1 Не сохранился
Су-1 Экспериментальный истребитель 15 июня1940 1 Не сохранился
Су-3 Экспериментальный истребитель не взлетал 1 Не сохранился
Су-4 Экспериментальный бомбардировщик не взлетал 1 Не сохранился
Су-5 Экспериментальный истребитель-перехватчик 1945 1 Не сохранился
Су-6 150px Штурмовик 1940 10 Не сохранился
Су-7 (1944) Истребитель-перехватчик 1945 1 Не сохранился
Су-8 Сверхтяжёлый штурмовик 1943 2 Не сохранился
Су-9 (1946) Истребитель-бомбардировщик 13 ноября1946 1 Не сохранился
Су-10 Фронтовой бомбардировщик не взлетал 1 Проект архивирован
Су-11 (1947) Истребитель 28 мая1947 1 Не сохранился
Су-13 Истребитель не взлетал Проект архивирован
Су-15 (1949) Истребитель-перехватчик 11 января1949 1 Не сохранился
Су-17 (1949) 150px Фронтовой истребитель 1949 1 Не сохранился
Су-47 Палубный истребитель 24 сентября1997 1 Используется в качестве летющей лаборатории
Т-4 Сверхзвуковой бомбардировщик-торпедоносец 22 августа1972 4 Сохранился
SSBJ Сверхзвуковой бизнес-самолёт неизвестно Проект в разработке
КР-860 Двухпалубный пассажирский самолёт не взлетал Проект
П-42 Рекордный самолёт 1986 2 Сохранился
Т-60[22] Бомбардировщик 2015-2020 Проект

Трудно быть первым

F-22 Raptor серьёзно обогнал по времени всех своих конкурентов. Первый полёт он совершил в 1997 году, а в 2005 был принят на вооружение. Кроме того, он же и самый многочисленный. В то время как другие страны не перешагнули за десять единиц своих самолётов пятого поколения, F-22 был выпущен количеством в 181 серийную машину: больше экономика США просто не потянула.

Изначально предполагалось создание 750 самолётов, однако они получились практически золотыми. И если цена серийного экземпляра составляет 150 миллионов долларов, то, прибавив к ней расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (что всегда делается при подсчёте), можно получить 411 миллионов долларов за один самолёт.

Что же получилось в итоге? Стоит начать с заложенной в него идеи —обеспечение повышенной выживаемости за счёт реализации принципа First look — first kill (“первый обнаружил — первый поразил”). Ради этого в F-22 были применены практически все способы снижения заметности, известные на тот момент.

F-22 Raptor. Фото: © flickr / DVIDSHUB’>

Впервые в истории на истребителе основное вооружение получило внутренние отсеки. Правда, потом оказалось, что их ёмкость недостаточна, и “раптору” добавили внешние подвески, хоть их использование и сводит на нет всю идею его создания.

Плохо вышло и с топливными баками. F-22 несёт внутри фюзеляжа весьма ограниченный запас топлива (всего 8,2 тонны), что делает его критически зависимым от возможности дозаправки в воздухе. Его боевой радиус составляет всего 760 километров, что по современным меркам крайне мало (более того, ещё неизвестно, с какой загрузкой мерялось это расстояние). Да, с двумя подвесными топливными баками (ПТБ) дальность полёта становится приличной, но это, опять же, уничтожает на корню идею невидимости. Поэтому на выходе мы имеем чётко реализованную, хотя и достаточно однобокую концепцию.

Где-то на высоте 18–20 километров, абсолютно невидимый, барражирует “хищник”. Он засекает самолёты противника на огромном расстоянии (около 120 километров) и поражает их, сам оставаясь незамеченным. Идиллическая картина, но очень далёкая от реальности.

Всё это круто работает лишь в условиях наличия под боком авианосца или аэродрома подскока. Но как предполагается реализовывать эту стратегию при завоевании превосходства в воздухе на чужой территории, при глубокой эшелонированной обороне противника — ответа нет. И неизвестно, есть ли он у Пентагона.

Козыри в рукаве

Итак, какие же карты, способные удивить оппонента, может выложить на стол ПАК ФА? Начать стоит со сверхманёвренности. После выхода F-35, который даже на показательных выступлениях напоминал скорее летящего ежа, получившего крепкого пинка, евангелисты американской техники заговорили о ненужности сверхманёвренности для пятого поколения. Мол, это отвлекает пилота и вообще, лети себе по прямой и не отвлекайся, сопла по сторонам не отклоняй. О том, что F-22 имеет управляемый вектор тяги (правда только вертикально), сразу же забывают.

У ПАК ФА с этим всё замечательно. Имея всеракурсное управление вектором тяги, он способен показать себя как в ближнем бою, так и при уклонении от ракет противника. Ещё лучше ситуация станет после установки на самолёт “изделия 30”, двигателей второго этапа. Они значительно усилят тяговооружённость ПАК ФА.

Лучше у нашего самолёта и с запасом топлива. 13 тонн “вкуснейшего” керосина позволяют действовать в полной боевой выкладке на радиусе свыше 1000 километров, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 километров.

Преимущество у ПАК ФА и в вопросах вооружения. Во внутренние отсеки можно загрузить до десяти ракет, в то время как F-22 имеет их лишь восемь штук. Причём от наружных подвесов конструкторы “Сухого” планируют отказаться, чтобы сделать самолёт незаметнее, а в перспективе довести число внутренних точек подвески до 12 штук.

Фото: © Wikipedia.org’>

Отдельно стоит рассказать и про ракеты. Лучшее из того, что у нас есть для дальней дистанции, — это Х-74М2 корпорации “Тактическое ракетное вооружение”. Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 Махов) скорости и поражать цель на расстоянии более 300 километров. Её вес около 400 килограммов, мощность боевой части достаточная, чтобы сделать встречу с самолётом противника последним для него событием.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий