Корабельный зенитный ракетный комплекс Оса-М

История ЗРК «Оса»

Согласно постановлению Совета Министров и ЦК КПСС от 27.10.1960 года, работы по разработке нового ЗРК были начаты в этом же 1960 году. За разработку отвечал НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Всем процессом руководил Тарановский, которого в скором будущем сменил Косичкин.

Читайте также:  Доломаны — это венгерские куртки русских гусаров

По сей день перед советскими конструкторами не ставили столько сложную задачу по созданию автономного ЗРК. По задумке, новая система зенитно-ракетного комплекса должна совмещать на единой базе такие устройства:

  • Средства обнаружения и сопровождения разных типов воздушных целей.
  • Средства навигации.
  • Средства топографии.
  • Пусковое устройство, которое бы отвечало за запуск зенитной управляемой ракеты.
  • Независимые источники электроснабжения.

zrk-osa-343.jpg

Плюс ко всему новый ЗРК комплекс должен быть еще и плавучим. Уже после нескольких попыток разработки специалистам стало ясно, что одному НИИ-20 с такой задачей не справиться. Поэтому разработку ЗРК поручили целому ряду НИИ и конструкторским бюро:

  • Ответственным за весь проект, как уже было указано выше, был НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике. К тому же, данному НИИ была поручена разработка боевой машины.
  • Ответственным за разработку и тестирование зенитной управляемой ракеты назначили конструкторское бюро №82. Главный конструктор, отвечающий за создание ракеты – А. Потопалов.
  • Кутаисский автомобильный завод отвечал за разработку самоходного шасси.
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за создание общей системы электропитания зенитно-ракетного комплекса.

Вместе с разработкой самоходного ЗРК «Оса» проходила разработка аналогичной системы «Оса-М», главная задача которого заключалась в обеспечении защиты кораблей военно-морского флота от разного вида низколетящих воздушных угроз.

Поскольку военная разведка в 60 гг. успешно работала в США, правительству СССР было известно, что потенциальный противник занимается разработкой своего автономного и мобильного ЗРК, располагающегося на самоходном шасси. Это была новинка, обозначающаяся как «Маулер». Ее задача заключалась в обеспечении защиты американских войск от низколетящих воздушных целей на расстоянии десяти-пятнадцати километров.

<didiv>

</didiv></p>

Тактико-технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗРК
  • Боевая масса, кг: 18000
  • Экипаж, чел.: 5

5.2 Размеры

  • Длина корпуса, см: 914
  • Ширина корпуса, см: 275
  • Высота, см: 420 (с опущенным радаром)

5.3 Вооружение

  • Дальность стрельбы, м: 1500 — 10000
  • Другое вооружение: четыре зенитные управляемые ракеты 9М33, шесть в модификациях.

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 5Д20Б-300Б
  • Мощность двигателя, л. с.: 300
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 7 — 10 вплавь, 35 – по бездорожью
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Колёсная формула: 6х6
  • Тип подвески: торсионная на поперечных рычагах, индивидуальная
  • Преодолеваемый брод: плавает.

Операторы

  • Сухопутные войска России — 400 9К33М3 по состоянию на 2016 год
  • Россия
  • Морская пехота России — 20 9К33 по состоянию на 2016 год
  • Сухопутные войска Алжира — около 48 9К33М по состоянию на 2016 год;
  • Азербайджан — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Военно-воздушные силы Алжира — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2012 год.
  • Алжир
  • Белоруссия — некоторое количество 9К33, по состоянию на 2016 год.
  • Грузия — 8 9К33М2 «Оса-АК» и 6-10 9К33М3 «Оса-АКМ» по состоянию на 2016 год.
  • Болгария — 24 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Сухопутные войска Индии — более 50 9К33М2 по состоянию на 2016 год;
  • Военно-воздушные силы Индии — некоторое количество 9К33М2 по состоянию на 2016 год.
  • Армения — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Индия
  • Греция — 38 9К33М3 по состоянию на 2016 год. Первые 20 экземпляров «Оса-АКМ» поставлены в конце 1998 года.
  • Ангола — 15 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Туркмения — 40 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Сирия — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Куба — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Украина — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Иордания — 48 9К33М по состоянию на 2016 год.
  • Эквадор — 6 9К33 по состоянию на 2016 год.
  • Польша — 64 9К33М2 «Оса-АК» по состоянию на 2016 год.

4.1. Операторы Бывшие операторы

  • Ливия — некоторое количество 9К33 по состоянию на 2012 год.
  • СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам.

Сложности при разработке ЗРК «Оса»

Разработка ЗРК «Оса» в СССР тоже продвигалась довольно медленно. Назначенные КБ и НИИ не справлялись с поставленными задачами. Одни главные конструкторы, отвечающие за разработку разных узлов, сменивались другими, но и такая мера не помогала.

zrk-osa-3434.jpg

Осенью 1964 г. назначили нового разработчика, которым стал ЗУР-МКБ «Факел». Тогда главным конструктором этого предприятия был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси тоже была передана другому предприятию – Брянскому автомобильному заводу.

Главным конструктором ЗРК стал Ефремов, директор НИЭИ Минрадиопрома СССР.

После столь масштабной перестановки, создание ЗРК «Оса» пошла куда успешнее и в 1970 году на Эмбинский полигн поступил первый прототип комплекса. Там он успешно прошел все испытания.

Осенью 1971 года ЗРК передали на вооружение армии СССР, а через год он поступил на вооружение ПВО Сухопутных войск. Общественность впервые увидела ЗРК «Оса» на военном параде, проходящем в ноябре 1975 года на Красной площади в Москве.

Описание и характеристики ЗРК «Оса»

Читайте также:  «Божественная» артиллерия: зачем России новая «Малка»

zrk-osa-34343.jpg

ЗРК «Оса» способен самостоятельно следовать за мотострелковыми и танковыми дивизиями в разных погодных условиях. Благодаря уникальной конструкции шасси он получил прекрасную плавучесть и видимость. Также он отличается высокой эффективностью и имеет хорошую защиту от помех.

Состав мобильного самоходного ЗРК «Оса»:

  • Заряжающая машина.
  • Машина 9А33Б, оснащенная средствами наведения и пуска ракет.
  • Системы разведки.
  • Управляемая ракета 9М33.

Как заряжающая, так и боевая машины располагаются на плавающих шасси БАЗ-5937. Это трехосное шасси имеет отличную проходимость в условиях бездорожья и может преодолевать водные преграды. К тому же, оно оборудовано следующими устройствами:

  • Навигацией.
  • Генератором отбора мощности.
  • Системами жизнеобеспечения.
  • Системы электроснабжения.

Этот комплекс, кроме того, что способен передвигаться самостоятельно, может транспортироваться на железнодорожном транспорте или грузовых самолетах ИЛ-76. Мощный двигатель обеспечивает ЗРК «Оса» максимальную скорость до 80 километров в час по шоссе. По грунтовым дорогам комплекс передвигается со скоростью до 55 километров в час.

При необходимости, ЗРК может пылить со скоростью до 10 километров в час. В таком случае, двигатель обеспечивает работу специального водомета. Что касается шасси, то оно способно буксировать прицепы до 7 200 килограмм.

За обнаружение воздушных целей противника отвечает мощная радиолокационная станция. Она обнаруживает воздушные цели, находясь как в движении, так и на месте. К тому же, ЗРК может идентифицировать цели по принципу «свой – чужой».

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» проходило на двух предприятиях:

  • Ижевский электромеханический завод отвечал за производство самой боевой машины.
  • Кировский машиностроительный завод отвечал за производство зенитных управляемых ракет.

Стоит отметить, что до 1975 года ЗРК «Оса» производилась без серьезных модернизаций. И только в этом году на вооружение Сухопутных войск поступил модернизированный ЗРК «Оса-АК». Произошли следующие изменения:

  • Вместо 4 ракет 9М33 появилось 6 ракет модификации 9М33М2.
  • Увеличилась зона поражения. Теперь комплекс мог поражать самолеты, скорость которых достигала 500 метров в секунду (базовая модель могла сбивать самолеты только если их скорость не превышала 420 метров в секунду).
  • Поменялось место размещения радиоэлектронной аппаратуры. Ее большую часть поместили на новой элементной базе. Благодаря такому нововведению удалось уменьшить вес комплекта, повысить общую надежность и снизить энергопотребление.
  • Ракеты с новыми взрывателями. Их конструкция изменилась, что позволило уменьшить минимальную высоту поражения целей с 50 метров до 25 метров.

Как видите, модернизированный ЗРК существенно превосходил базовую модель по вышеперечисленным характеристикам.

История создания

27 июля 1960 года в соответствии с постановлением Совета министров СССР № 1157 — 487 была начата разработка ЗРК под кодовым именем «Оса» на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид». Работы велись тяжело, с постоянными срывами сроков. В результате к 1962 году разработка практически не вышла из стадии лабораторной экспериментальной отработки.

Головным разработчиком всего комплекса в целом был НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором был назначен М. М. Косичкин. За создание ЗУР отвечал Тушинский машиностроительный завод во главе с А. В. Потопаловым. Пусковую установку разрабатывало КБ компрессорного машиностроения ГКАТ.

Наиболее сложной частью разработки являлось создание ЗУР. С поставленными сроками разработки Тушинский машиностроительный завод не справился. Поэтому 7 сентября 1964 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР разработчиком ЗУР было назначено ОКБ-2, а главным конструктором по направлению П. Д. Грушин.

В качестве нового срока предъявления ЗРК на испытания был установлен второй квартал 1970 года. Кроме того, новым главным конструктором «Осы» был назначен В. П. Ефремов, а его заместителем являлся И. М. Дризе. Разработка колёсного шасси для ЗРК «Оса» была поручена Брянскому автомобильному заводу.

В марте-июне 1970 года ЗРК «Оса» прошёл испытания, а с июля 1970 по февраль 1971 года проводились совместные испытания. После испытаний и отработки документации 4 октября 1971 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР комплекс был принят на вооружение.

2.1. Состав Боевая машина 9А33Б

БМ 9А33Б является автономной всепогодной огневой единицей. Машина способна обнаруживать и опознавать воздушные цели в движении. С короткой остановки способна обстреливать одну цель двумя ракетами. Время развёртывания и свёртывания боевой машины не более 5 минут.

В качестве базы используется шасси БАЗ-5937. Шасси трёхосное, для движения по воде снабжено водомётом. Двигатель дизельный. Кроме того, шасси оборудовано средствами навигации и топопривязки. Шасси может транспортироваться самолётом Ил-76 и железнодорожным транспортом.

2.2. Состав Станция сопровождения целей ССЦ

Осуществляет поиск целей по данным полученным от СОЦ. Производит захват и автосопровождение целей по угловым координатам и дальности и выдаёт точные текущие координаты на счётно-решающий прибор СРП. ССЦ позволяет захватывать и сопровождать цели на дальности до 23 и 14 км при высоте полёта 5000 и 50 метров соответственно. Станция имеет защиту от пассивных и активных помех. Работает в диапазоне частот от 14.2 до 14.8 ГГц.

2.3. Состав Счётно-решающий прибор СРП

СРП решает задачу встречи ЗУР с упреждающей траекторией цели при поступлении информации от ССЦ, затем вырабатывает данные для своевременного пуска ракет. Время реакции комплекса от 16 до 26 секунд, что со временем, за десятилетия развития вертолётов создало сложность в борьбе с «подскакивающими» вертолётами на некоторых участках местности, однако в таком случае практически до создания Осы имелись иные варианты противодействия ПЗРК, зенитная артиллерия малых калибров. «Тунгуска» отодвинула «Осу» от переднего края и соответственно «подскакивающих» вертолётов чья задача перехват наступающих танков/разведка.

2.4. Состав ЗУР 9М33

Основным вооружением ЗРК является твердотопливная ЗУР 9М33, выполненная по схеме «утка». Оснащена радиокомандной системой наведения на цель, осколочной боевой частью, неконтактным взрывателем с радиусом срабатывания 5 м и трассерами в хвостовой части для сопровождения телевизионно-оптическим визиром. Пуск двух ракет по наиболее важным целям осуществляется с интервалом 3-5 сек. Для снижения ошибки наведения при стрельбе по целям, находящимся на высотах 50-100 м, ракета наводится на них сверху вниз.

2.5. Состав ТЗМ 9Т217Б

Транспортно-заряжающая машина осуществляет транспортировку двенадцати ЗУР и обеспечивает заряжание боевой машины.

3.1. Модификации М-4 «Оса-М»

Морская версия комплекса «Оса» по классификации НАТО SA-N-4

3.2. Модификации 9К33М2 «Оса-АК»

Модернизированный комплекс 9К33М2. Принят на вооружение в 1975 году.

Основные отличия от базового варианта:

1. Расширена зона поражения целей по дальности, высоте и параметру. 2. Изменена структура СРП, добавлена возможность наведения ЗУР на цель, движущуюся со скоростью до 500 м/с и маневрирующую с перегрузкой до 8 единиц. 3. Имеет возможность обстрела и поражения целей на догонных курсах при скорости движения до 300 м/с. 4. Повышена защищённость от воздействия радиоэлектронных помех, улучшены условия автосопровождения целей в пассивных помехах. 5. Используется новая элементная база, повышена общая надёжность функционирования БМ. 6. Усовершенствован радиовзрыватель ЗУР. Новый взрыватель обеспечивает снижение нижней границы зоны срабатывания до 27 метров. 7. ЗУР размещена в ТПК. Повышен гарантийный срок использования ракет до 5 лет и повышена радиационная стойкость. 8. Обеспечена транспортировка восьми ЗУР и заряжание боевой машины.

3.3. Модификации 9К33-1Т «Оса-1Т»

Белорусский вариант модернизации 9К33. Работы по модернизации начаты в 2001 году белорусским Научно-производственным унитарным предприятием «Тетраэдр». Впервые ЗРК был представлен на выставках вооружений «MSPO-2003» в г. Кельце и «MILEX-2003» в г. Минск.

Основные отличия от базового варианта «Оса-АКМ»:

  • На ЗУР применена новая система наведения, позволяющая поражать летательные аппараты со скоростями до 700 м/с на дальностях до 12 км и высотах до 7 км. Декларируется вероятность поражения аэродинамической цели или вертолёта одной ЗУР — 0.6…0.8, а маневрирующей цели — 0.4…0.7. Заявлена возможность поражения малоразмерных целей, в том числе выполненых по технологиям «стелс», а также вертолётов огневой поддержки до рубежа пуска ими высокоточного оружия. Установка новой системы наведения позволила повысить объём зоны поражения в 2.06 раза при стрельбе навстречу целям со скоростями до 300 м/с и в 4 раза для целей со скоростями до 500 м/с.
  • Повышена помехозащищённость ЗРК. В тракты СОЦ и ССЦ установлены твердотельные усилители высокой частоты УВЧ с низкими коэффициентами шума и расширенным динамическим диапазоном. Эти меры, совместно с введением системы цифровой обработки сигналов СОЦ и ССЦ, обеспечивают более высокую помехозащищённость модернизированного ЗРК. Дополнительно в состав аппаратуры введена оптико-электронная система ОЭС-1Т с теплопеленгатором рабочий диапазон: 8-12 мкм, телевизионным каналом и лазерным дальномером длина волны — 1.06 мкм для измерения дальности до цели в режиме радиомолчания. Введение оптико-электронной системы для сопровождения цели позволяет повысить живучесть в условиях применения противником противорадиолокационных ракет и полного радиоэлектронного подавления.
  • Повышена степень автоматизации боевой работы. Установлено автоматизированное рабочее место начальника расчёта АРМ-1Т на базе современного компьютера, позволяющее автоматизировать расчёт зоны поражения по сопровождаемой цели в реальном масштабе времени, выводить формуляр сопровождаемой цели на ЖК экране АРМ. Из состава батареи исключён командирский пульт управления ПУ-12М, а управление действиями батарей до 4 машин организовано от ведущей боевой машины по принципу «ведущий-ведомый», что позволило автоматизировать задачи целераспределения, целеуказания и координации действий батареи в областях перекрытия зон поражения пусковых установок 9А33-1Т.
  • Повышена надёжность ЗРК за счёт перевода на новую элементную базу до 80 % аппаратуры. Повышен ресурс аппаратуры, снижена номенклатура запасных частей и время, требуемое для технического обслуживания. Введён режим «электронный выстрел», позволяющий осуществлять комплексную проверку систем, входящих в контур управления пуском ЗУР. Из состава ЗРК исключён тренажёр 9Ф632 на базе ЗИЛ-131, его функции реализованы в аппаратуре функционального контроля и тренажёра АФКТ-1Т входящей в каждую БМ.

Демонстрационные боевые стрельбы для 11 иностранных делегаций были проведены 4 октября 2005 года на 174-м полигоне ВВС и войск ПВО в п. Доманово, где «Оса-1Т» продемонстрировала сопровождение и поражение всех мишеней ИВЦ-М2 с расходом не более одной ЗУР на мишень. Также сообщается, что по результатам стрельб заключены три контракта с инозаказчиками на модернизацию «Оса-АК».

3.4. Модификации T38 «Стилет»

В состав комплекса T38 входят:

  • транспортно-заряжающая машина Т383,
  • двухступенчатая ракета T382 КБ «Луч», Украина,
  • боевая машина Т381 на шасси МЗКТ-69222,
  • машина технического обслуживания Т385,
  • комплект наземного оборудования Т387.
  • автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция Т386,
  • юстировочная машина Т384,

Может использовать ракету 9M33M3 комплекса «Оса-АКМ».

3.5. Модификации Польские

SA-8 Sting

Польский вариант модернизации «Оса-АКМ». Работы по модернизации начаты в 2001 году заводом вооружения № 2 г. Грудзёндз. Впервые ЗРК был представлен на выставках вооружений «MSPO-2003» в г. Кельце и «MILEX-2003» г. Минск.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий