Консолидированный PBY Catalina в австралийской службе — Consolidated PBY Catalina in Australian service

История эксплуатации

PBY Catalina широко использовался Королевскими ВВС Австралии на Тихоокеанском театре военных действий . В соответствии с тенденцией, установленной Королевскими военно-воздушными силами , во время службы в Австралии этот самолет был широко известен как Catalina.

Королевские ВВС Австралии заказали свои первые 18 PBY-5 в 1940 году, намереваясь использовать их для военно-морского патрулирования. Однако после объявления войны на Японской империи по Британской империи и ее Содружеству, Каталины были спрессованы в ряд различных ролей. Первоначальные японские наступления в Юго-Восточной Азии были чрезвычайно успешными: падение Сингапура в феврале 1942 г. привело к отказу от сингапурской стратегии и принятию политики общего вывода войск, проводимой австралийскими вооруженными силами . Такой поворот событий изолировал десятки тысяч солдат и мирных жителей Союзников от территорий, контролируемых Союзниками. В ответ RAAF Catalinas (среди других самолетов) сформировал службу быстрой эвакуации с Явы для сотен эвакуированных, которые были переправлены в порт Брум, Западная Австралия . За последние недели февраля 1942 года в Брум было успешно доставлено более 7000 человек. Обеспокоенные эвакуацией и стремясь ограничить активность бомбардировщиков союзников, японцы атаковали Брум 3 марта 1942 года, уничтожив восемь Каталин и 14 других самолетов. Атака привела к периоду, называемому чрезвычайной ситуацией в

Западной Австралии в марте 1942 года

, когда Каталины были развернуты для разведки возможных японских сил вторжения.

После падения Рабаула в феврале 1942 года отряды Каталины стали единственным наступательным оружием RAAF против японцев. Вскоре они атаковали японские цели в Лаэ , Саламауа и Рабаул. 27 июня каждая эскадрилья предоставила самолет для четырехчасового налета на Лаэ и Саламауа, во время которого, помимо бомб, экипажи 20-й эскадрильи RAAF сбросили пустые пивные бутылки, чтобы нарушить сон японских солдат.

У Каталинас была репутация человека, которого путали с японской летающей лодкой Kawanishi H6K . В одном случае Каталина, возвращавшаяся после бомбардировки, была принята пилотом истребителя USN Grumman F4F Wildcat за H6K и атакована. Американский пилот позже заявил, что красная маркировка стандартного флага RAF (который все еще использовалась RAAF в то время) заставила его поверить в то, что самолет был японским. Этот инцидент привел к тому, что RAAF удалил красное из британского медальона и тем самым создал современный RAAF.

PBY Catalina также использовался RAAF как дальний бомбардировщик и минный заградитель. Каталины преуспели в последней роли, поскольку, хотя их низкая скорость делала их уязвимыми для истребителей , они также позволяли им точно устанавливать мины во время полета. Четыре эскадрильи устанавливали мины с апреля 1943 года по июль 1945 года в юго-западной части Тихого океана. Эти операции блокировали порты и судоходные пути. Они также заставили японцев заходить в воды, где находились американские подводные лодки. Миссии RAAF по минированию часто проводились ночью, чтобы свести к минимуму риск перехвата, и были опасными, при этом некоторые самолеты пролетали на высоте до 200 футов (61 м) над поверхностью, чтобы выполнить точное падение. Эти операции могут длиться более 20 часов. В 1944 году RAAF Catalinas вылетели на Филиппины и заложили морские мины в Манильском заливе, чтобы воспрепятствовать японскому флоту и предотвратить их вмешательство в битву при Миндоро . Девиз экипажей, проводивших эти операции, — «Первый и самый дальний».

Аэрофотоснимок встречи между британской подводной лодкой HMS Telemachus и каталиной спасательного полета № 112 RAAF в море Банда, Нидерланды, Ост-Индия, 23 марта 1945 года. Инженер-офицер, раненный в результате аварии, был переведен с подводной лодки на каталину на шлюпке и полетели в Дарвин , Австралия.

Воспользовавшись большой дальностью полета самолета, RAAF использовали Catalina в качестве пассажира и почтальона во время войны. Падение Сингапура японской армией в 1942 году прервало воздушное сообщение Австралии с Великобританией. Для восстановления связи планировался маршрут полета с большой дальностью полета. Бывшие пилоты Qantas Airlines выполняли беспосадочный перелет протяженностью 5632 км (3500 миль) от Перта до Цейлона на модифицированном каталине, маршрут, который на тот момент был самым длинным маршрутом полета в истории без дозаправки. Экипаж модифицированных Catalinas сократился до трех, они были загружены дополнительным топливом и 69 кг (152 фунта) дипломатической почты и почты. Эти сверхсекретные полеты, получившие название «Двойной восход» , остаются самыми продолжительными беспосадочными коммерческими рейсами — 32 часа 9 минут.

Как и их американские коллеги, австралийские Catalinas использовались в поисково-спасательных операциях для восстановления сбитых экипажей.

Австралийские каталины также сыграли важную роль во время войны на Тихом океане в развертывании военных фолботов ( складных каяков ), построенных в Австралии , а именно Hoehn MKIII. Они использовались для спасения, налетов коммандос и разведывательных операций, потому что Catalinas имели преимущество в том, что они могли легко приближаться к удаленным прибрежным районам, а затем экипаж мог установить эти небольшие суда на большой площади горизонтального крыла и загрузить необходимое снаряжение, будь то боеприпасы. , сигнальное или вспомогательное оборудование из большого трюма.

После капитуляции Японии в сентябре 1945 года RAAF Catalinas использовались для доставки медикаментов в освобожденные лагеря для военнопленных перед отправкой выживших обратно в Австралию. 30 августа 1945 года в Сингапуре приземлились 9 самолетов RAAF Catalinas с медикаментами и документами для подготовки к капитуляции Японии, став первыми союзными войсками, вошедшими на остров с 1942 года, за несколько дней до начала операции Tiderace . Всего за время войны Австралия эксплуатировала 168 каталин.

Самолет продолжал использоваться в послевоенный период для оказания помощи в репатриации бывших военнопленных из Сингапура в Австралию. В 1948 году 11-я эскадрилья все еще использовала Каталинас для выполнения курьерских и поисково-спасательных задач. В апреле 1950 года два последних самолета были выведены из состава RAAF.

Эскадрильи RAAF PBY Catalina

Наследие

PBY Catalina остается чрезвычайно популярным самолетом в Австралии. В разделе историй на веб-сайте правительства Австралии утверждается, что «Каталина была для Австралии тем же, чем Спитфайр был для Британии». Qantas Airlines, компания, которая ввела PBY на гражданскую службу в Австралии, отдает дань уважения Catalinas на своем веб-сайте. Ежегодный фестиваль, посвященный Каталине и другим австралийским самолетам, Rathmines Catalina Festival, проводится в городе Ратминс, Новый Южный Уэльс .

Библиография

  • Кортни, Великобритания (2002). Тихие ноги: история спецопераций Z1942-1945 . Публикации Slouch Hat. ISBN   0646129031 .
  • Гаунт, Коралл; Клворт, Роберт (2000). Кошки на войне: история RAAF Catalinas в Азиатско-Тихоокеанском театре войны . Розвилл, Новый Южный Уэльс: JR Cleworth. ISBN   978-1-86408-586-0 .
  • Гиллисон, Дуглас (1962). Королевские ВВС Австралии 1939–1942 . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 — Воздух. Том 1. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC   2000369 .
  • Хоэн, JW (2011). Commando Kayak: роль австралийского фолбоата в войне на Тихом океане . Hirsch Publishing, Цюрих, Швейцария. ISBN   9783033017177 .
  • Джонстон, Марк (2011). Шепчущая смерть: австралийские летчики в войне на Тихом океане . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN   978-1-74175-901-3 .
  • Минти, Альберт (1994). Черные кошки: реальная история австралийских ударных сил Каталины дальнего действия в войне на Тихом океане, от Соломоновых островов до Сингапура, от Кэрнса до побережья Китая . Пойнт Кук, Виктория: Музей RAAF. ISBN   9780642202895 .
  • Парк, Кит (1946). Воздушные операции в Юго-Восточной Азии с 3 мая 1945 года по 12 сентября 1945 года (PDF) . Лондон: Военное министерство. опубликовано в «№ 39202» . Лондонский вестник (приложение). 13 апреля 1951 г. с. 2127.
  • Уилсон, Стюарт (1994). Военный самолет Австралии . Уэстон-Крик, Территория столицы Австралии: Аэрокосмические публикации. ISBN   1875671080 .

Рекомендации

Задний план

Первоначально разработанный Consolidated Aircraft как патрульный бомбардировщик с большой дальностью действия, PBY вскоре был адаптирован для выполнения множества задач. Поскольку военные планировщики все больше осознают возможность будущего конфликта в Тихом океане , ВМС США в 1930-х годах инвестировали миллионы долларов в разработку летающих лодок. Преимущество летающих лодок в том, что они не требовали взлетно-посадочных полос , фактически оставляя весь океан доступным для посадки, если позволяют погодные условия. Было рассмотрено несколько проектов летающих лодок, некоторые из которых разрабатывались в небольших количествах, но наиболее широко использовались и производились PBY.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий