Бронетранспортеры и бронемашины россии Страница 1

Примечания

  1. 123456789 Холявский, 2004, с. 316—317.
  2. 1234567891011Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. БА-64-З // Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — С. 425—426. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
  3. 1234567891011Максим Кадаков. Гвардии рядовой // Авторевю : журнал. — 2005. — № 8 (333).

Фотографии БА-64:

L2hvbWUvdXNlcnMvdi92bGFkb254cC9kb21haW5zL2F1dG9oaXMucnUvL2ltZzE0L2JhNjRfN19hdXRvaGlzLnJ1Lm1pbi5qcGc=.jpg БА-64 L2hvbWUvdXNlcnMvdi92bGFkb254cC9kb21haW5zL2F1dG9oaXMucnUvL2ltZzE0L2JhNjRfNF9hdXRvaGlzLnJ1Lm1pbi5qcGc=.jpg БА-64 БА-64 БА-64

Описание конструкции

Общая компоновка машины была идентична базовой. Не претерпели изменения броневой корпус, состав вооружения, силовая установка и трансмиссия. Основным отличием БА-64-З от базовой машины являлась полностью новая ходовая часть.[1][2][3]

Ходовая часть

Ходовая часть машины — лыжно-гусеничная, с управляемым передним мостом с лыжами и ведущим гусеничным движителем конструкции С. С. Неждановского. Для установки движителя с серийной машины демонтировались раздаточная коробка, карданные валы, задний и передний ведущие мосты, передние рессоры, амортизаторы, тормозная система, запасное колесо и крылья[2][3].

Новый передний поворотный мост с одной поперечной рессорой и распорной вилкой от грузового автомобиля ГАЗ-АА крепился на двух дополнительных поперечинах, установленных на раме бронеавтомобиля. На цапфы поворотных кулаков переднего моста были навешены две съёмные лыжи от полугусеничного автомобиля ГАЗ-60.[1][2][3]

Задний ведущий мост был заимствован от автомобиля ГАЗ-АА и подвергнут доработке: был переделан привод от открытого карданного вала с шарнирами на игольчатых подшипниках (по типу ГАЗ-64) и установлены новые рессорные подушки[2][3].

Гусеничный движитель, применительно к одному борту, состоял из специальной коробчатого сечения несущей лыжи шириной 375 мм, шарнирно (через опоры с подшипниками) прикреплённой к ступице ведущего моста, а также из укреплённого на тормозном барабане верхнего ведущего колеса с одиннадцатью зубцами и четырёх сдвоенных опорных катков, установленных по бокам несущей части лыжи; крайние опорные катки выполняли также функцию направляющих колёс и были оснащены механизмами натяжения. Гусеничные ленты машины — двойные, крупнозвенчатые, оснащённые поперечными пластинами шириной 57 мм, выполненными из полосовой рессорной стали и расположенными вертикально в виде лопаток с шагом 196 мм. Гусеницы огибали лыжи снизу по опорным каткам.[1][2][3]

Оригинальная конструкция гусеничного движителя обеспечивала крайне высокую проходимость и надёжность движения на снежной целине за счёт постоянного уплотнения несущими лыжами верхнего слоя снега, отталкиваемого лопатками гусениц.[1][2][3]

История создания

Бронеавтомобиль БА-64-З был разработан летом 1942 года по предложению инженера С. С. Строева в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Грачёва. Основой для работ послужил опытный снегоходный грузовой автомобиль ГАЗ-СХ, оснащённый оригинальным снегоходным движителем конструкции советского учёного и изобретателя С. С. Неждановского и хорошо показавший себя на испытаниях.[1][2][3]

Опытный образец машины был изготовлен в январе 1943 года путём конверсии экземпляра серийного БА-64. С 30 января по 10 февраля того же года машина проходила заводские испытания.[1][2][3]

На испытаниях БА-64-З показал превосходную проходимость по снежной целине любой глубины снежного покрова, что достигалось благодаря оригинальной конструкции движителя, обеспечивавшей удельное давление 0,15—0,17 кгс/см2 и надёжное движение по снегу. В то же время, испытания выявили несколько существенных недостатков машины. Значительное погружение движителя в снег (достигавшее 250 мм при общей глубине снежного покрова 700 мм) привело к низкой маневренности. Мощность двигателя ГАЗ-ММ оказалась недостаточной, и испытания показали неудовлетворительные скоростные качества машины: фактическая средняя скорость составила 16 км/ч по накатанной дороге и всего 7,6 км/ч по холмистой снежной целине, при расчётной скорости 27,8 км/ч. Кроме того, испытания показали очень высокий расход горючего, доходивший до 1,5 л на 1 км.[1][2][3]

Читайте также:  Остановим легализацию охоты с луком и арбалетом, такой вид охоты жесток и аморален!

Боевое применение[ | ]

Бои на Халхин-Голе[ | ]

Летом 1939 года советские БА-20 участвовали в боях на Халхин-Голе[1], где положительно зарекомендовали себя в качестве разведывательных и связных машин, но оказались слабы в качестве боевых машин (их броня держала обстрел обычными и бронебойными пулями из винтовок и пулемётов нормального калибра, но бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов «гочкисс» японской армии её пробивали; кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью).

В ходе боевых действий 16 БА-20 безвозвратно потеряно и ещё 27 повреждены[7].

Польский поход Красной армии и Советско-финская война (1939—1940)[ | ]

В сентябре 1939 года БА-20 участвовали в походе в Польшу, зимой 1939—1940 года — в советско-финской войне (безвозвратные потери 33 машины)[1].

Перед Великой Отечественной войной[ | ]

На 1 июня 1941 года в РККА числились 1424 БА-20 и 99 БА-20 жд, еще 2 машины находились на НИАБТ Полигоне. (Доклад начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии, июнь 1941 года). Еще 18 машин было у НКВД и 10 в ВМФ.

Всего на 22.06.1941 в РККА, НКВМФ и НКВД состояло около 1550 БА-20. Еще около 30 машин находились либо в пути в войска, либо на заводе в ожидании отправки.

Великая Отечественная война[ | ]

Наличие бронеавтомобилей БА-20 в РККА на 1 июня 1941 года

Модель Категория ЛВО ПОВО ЗОВО КОВО ОдВО ЗакВО САВО ЗабВО ДВФ МВО ПриВО ОрВО ХВО СКВО УрВО СибВО Рембазы Склады Всего
БА-20 лин 1 5 12 6 11 3 1 38
2 66 28 32 21 6 6 106 15 22 2 6 1 1 3 10 325
3 7 3 10 2 15 4 10 2 2 2 2 1 60
4 2 1 1 9 4 2 1 2 1 10 33
Всего 80 44 49 32 6 21 125 18 34 5 8 1 1 7 14 10 1 456
БА-20 рад 1 10 106 157 35 2 8 318
2 68 28 49 111 31 29 30 111 10 91 7 1 8 574
3 9 4 8 8 1 4 5 7 16 3 65
4 3 1 2 4 1 11
Всего 80 43 165 280 67 33 35 121 18 107 7 4 8 968
Итого 160 87 214 312 73 54 35 246 36 141 12 8 5 9 7 14 10 1 1424
БА-20 ж-д 16* 4* 15* 27* 12* 99

*Данные из «Сводная ведомость на 1.II.1941 г.», составленная 13.02.1941 года. К сожалению, в ней не указаны Рембазы и Склады, на которых, очевидно и находились недостающие 25 БА-20 ж-д.

Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале Великой Отечественной войны[1], в дальнейшем их количество сокращается[3]. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись долгое время (в качестве примера, на 19 апреля 1944 года два БА-20 имелось в 48-м отдельном автобронетанковом батальоне 54-й армии Ленинградского фронта)[8].

Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они участвовали в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 БА-20 в 111-й танковой дивизии РККА)[9].

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий