БМП Мардер 1 (Marder 1) боевая машина пехоты

Литература

  • Н. Мишин, Модернизация БМП «Мардер» // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1981, стр. 88
  • Главный редактор — Крис Бишоп. «Современная боевая техника». стр 46

Источники

  1. Below The Turret Ring. Marders to Jordan. December 22, 2016
  2. 12The Military Balance 2018,p.108
  3. Н. Мишин. Модернизация БМП «Мардер» // «Зарубежное военное обозрение», № 2, 1981, стр. 88
  4. Marder 1 Infantry Combat Vehicle
  5. The Military Balance 2018,p.267
  6. The Military Balance 2018,p.343
  7. The Military Balance 2018,p.394

На вооружении

  • 22px-Flag_of_Germany.svg.png Германия: 390 единиц Marder 1A2/A3/A4/A5, по состоянию на 2018 год[2]
  • 22px-Flag_of_Indonesia.svg.png Индонезия: 42 единицы Marder 1A3, по состоянию на 2018 год[5]
  •  Иордания: 16 единиц Marder 1A3, по состоянию на 2018 год[6]
  •  Чили: 173 единицы Marder 1A3, по состоянию на 2018 год[7]

Конструкция

Броневой корпус и башня

Броневой корпус сварен из стальных листов толщиной до 30 мм и полностью герметизирован (личный состав может находиться внутри машины в течение 24 часов). Башня сварной конструкции, изготовлена из стальной брони, при этом уровень защиты может быть усилен. В кормовом листе предусмотрена дверца, позволяющая осуществить быструю посадку и высадку десанта при движении машины.

В 1988 году была начата программа модернизации машины до уровня A3, в рамках которой компания Тиссен-Хеншель получила контракт сроком на 10 лет на модернизацию 2 100 машин серий Marder 1 A1/A2 до уровня A3 с темпом 220 машин в год. Первая партия Marder 1A3 поступила на вооружение сухопутных войск 17 ноября 1989 года. Целевое назначение программы — обеспечение непоражаемости БМП в переднем секторе обстрела от бронебойных подкалиберных снарядов 30-мм пушки 2А42 — основного вооружения советской БМП-2. Модернизация БМП включала: доработку корпуса и башни с установкой дополнительной пассивной защиты общей массой 1 600 кг (при этом общая масса машины увеличилась на 5,5 тонн), в частности 10-мм стального листа-экрана на ВЛД с образованием разнесённой преграды, конформных навесных броненакладок по всем сторонам башни, продольных коробчатых бронеконструкций трапециевидного сечения по обеим сторонам корпуса, и дополнительной брони крыши для защиты от боевых элементов кассетных боеприпасов.

Вместимость машины — 10 человек, в том числе три члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) находятся в башне, а механик-водитель впереди корпуса справа. Боевое отделение находится в средней части корпуса.

Вооружение

БМП вооружена 20-мм автоматической пушкой RH 202 и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом MG3, установленным на лафете сверху двухместной башни. Пушка Rh 202 заряжается патронами 20×139 мм. Ещё один 7,62-мм пулемёт MG3A1 расположен на крыше десантного отделения и имеет дистанционное управление. В 1979 г. прошла испытания опытная Marder с башней, стабилизированной в трёх плоскостях.

Для двухместной башни Marder 2 фирма Rheinmetall AG разработала пушку Rh 503 со сменным стволом калибра 35 и 50 мм и элементами механизма питания. Пушка имеет электромеханические приводы системы перезаряжания, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр/мин и двустороннее беззвеньевое питание. 35-мм ствол предполагалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм — для боевых целей. С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт. Также слева на башне может крепиться гранатомёт «Panzerfaust 3» с дальностью стрельбы до 1 000 м, однако стрельба из него требует остановки, выхода гранатомётчика из машины и снятия РПГ с крепления. Поэтому используется очень редко.

Средства наблюдения и связи

По германской традиции «Мардер» обильно снабжён приборами наблюдения. Механик-водитель кроме трёх призменных блоков имеет съёмный подсветочный ПНВ, работающий на расстоянии до 50 м. На марше он использует два складных зеркала заднего обзора. По периметру башенки командира установлено 8 смотровых блоков. В распоряжении наводчика три призменных блока, установленных на левом борту башни у стыка с её крышей. У каждого стрелка — свой призменный смотровой блок. С левой стороны лафета на особой штанге укреплён прожектор инфракрасного и белого света, действующий соответственно на расстоянии до 800 и до 1 000 м. Две фары установлены впереди на лобовом листе. На корме укреплены светоотражатели и габаритные огни. Последние расположены так, чтобы по степени их различимости водитель идущей сзади машины мог определить дистанцию на марше ночью или в тумане. В систему управления огнём БМП входит новый дневной/ночной прицел командира со встроенным тепловизором и лазерным дальномером, прицел наводчика и электронный баллистический вычислитель.

Двигатель и трансмиссия

В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель МВ833 Еа-500 фирмы «Даймлер-Бенц» с турбонаддувом. Мощность 600 л.с. при 2 200 об/мин, степень сжатия — 19,5. В боевом и десантном отделениях установлены три топливных бака общей ёмкостью 652 л. Этого хватает на 520 км движения по шоссе, а по хорошим дорогам Германии — до 600 км. Система смазки — с сухим картером.

Гидромеханическая трансмиссия HSWL-194 «Ренк», установленная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, смонтированные в едином блоке. Коробка передач-планетарная, с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Наличие гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при этом он обладает невысоким КПД, даёт дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому он включается только для трогания с места, в тяжёлых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперёд и назад, переключение производится электрогидравлическим приводом.

Ходовая часть

Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, подвеска торсионная с гидроамортизаторами. При создании ходовой части использовались элементы шасси танка Leopard 2. Управление — рулевым колесом автомобильного типа. Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно изменять радиус поворота машины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно облегчают работу механика-водителя.

Мардер укомплектован кондиционером и противопожарным оборудованием с двумя баллонами двукратного тушения — первое включается по сигналу термодатчиков, второе от ручного выключателя на щитке управления. Питание электросети машины — от генератора мощностью 9 кВт и шести аккумуляторных батарей общей ёмкостью 300 Ач, напряжение бортовой сети — 24 В. На нижнем лобовом листе и корме имеются буксирные крюки с замками, над кормовой дверью — скоба-поручень для облегчения посадки.

Модификации

  • SPz NEU — десять предсерийных образцов, выпущенных в период с октября 1968 по март 1969 года. Оснащены шестицилиндровым многотопливным двигателем «Даймлер-Бенц» MB833Ea (600 л.с.).
  • «Marder» (после 1985 года название изменено на «Marder-1») — первая серийная модель, производилась с 1970 по 1975 год (всего выпущено 2 136 машин). Боекомплект изначально составлял 1 250 20-мм патронов и 2 500 патронов к пулемётам.
  • «Marder» с установленной на башне пусковой установкой ПТУР«Милан». Модификация разработана в 1975 году, в период с 1977 по 1979 годы ПТУР были установлены на все 2 136 машин. В боекомплект включены шесть ПТУР «Милан».
  • Marder 1 A1 — модернизированный вариант, разработанный в 1979—1980 годы и поставленный в производство в 1981—1982 годы. Электромеханический механизм поворота башни был заменен на более мощный. 20-мм пушка была снабжена механизмом селективного питания, позволяющим переходить от ведения огня осколочно-фугасными снарядами к стрельбе бронебойными снарядами. В боекомплект к пушке был введен выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом DM63, кроме того, боекомплект был увеличен до 1 284 выстрелов (из них 317 бронебойных). Около 1 000 машин планировалось оснастить пассивным инфракрасным прицелом с тепловизионным индикатором[3], однако фактически он был установлен на 674 машины.
  • Marder 1 A1A3 — Marder 1 A1 с новой радиостанцией SEM 80/90.
  • Marder 1 A2 — вариант модернизации, проведенной в 1984—1991 годы.
  • Marder 1 A2A1 — Marder 1 A2 с новой радиостанцией SEM 80/90.
  • Marder 1 A3 — модификация 1989 года.[4] Масса бронирования увеличена на 1 600 кг с целью:
— непоражаемости машины в переднем секторе обстрела БПС снарядами 30-мм пушки БМП-2;
— для усиления защита горизонтальных поверхностей (крыши корпуса и башни) от поражения кумулятивными боевыми элементами кассетных боеприпасов за счёт использования разнесенной брони.
  • Marder 1 A4 — вариант Marder 1 A3 с новой криптографической радиостанцией SEM 93.
  • Marder 1 A5 — модернизированный вариант Marder 1 A3, разработанный в 2003–2004 гг. Установлена дополнительная противоминная защита, полностью изменён интерьер с целью уменьшения повреждений экипажа и десанта в случае подрыва на мине. В ходе модернизации было обновлено 74 машины Marder 1 A3.
  • Marder 1 A5А1 — модернизированный вариант Marder 1 A5, разработанный в 2010–2011 гг. Установлена система кондиционирования воздуха, мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Модернизации подверглось около 35 едииниц.

Также, на базе «Marder» были созданы и приняты на вооружение ВС ФРГ:

  • самоходный ЗРКRoland с двумя ракетами в положении готовности и восемью в резерве
  • машина наблюдения с радаром на гидравлически управляемом основании.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий