В Баренцевом море ракетный крейсер «Маршал Устинов» провёл артиллерийские стрельбы

История

5 октября 1978 года крейсер заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов». 25 февраля 1982 года — спущен на воду.

1986—2011

15 сентября 1986 года — вступил в строй. 5 ноября 1986 года крейсер переименован в «Маршал Устинов» и включён в состав Краснознамённого Северного флота.

С декабря 1987 года по июнь 1988 года — выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.

1989 год — выполнил задачи боевой службы в Средиземном море.

21−29 июля 1989 года — нанёс официальный визит в военно-морскую базу Норфолк, штат Вирджиния (США). 16−20 июля 1991 года — нанёс визит в военно-морскую базу Мэйпорт, штат Флорида (США). 30 июня−5 июля 1993 года — нанёс визит в Галифакс (Канада).

С 1994 года по 17 декабря 1997 года крейсер проходил плановый ремонт на Петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.

Май 1995 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Июль 1996 года — участвовал в качестве флагманского корабля в военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота;

Январь 2001 года — навигационный ремонт на СРЗ-35 ОАО «Звёздочка». 21 февраля 2001 года над крейсером взял шефство город Минск, столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплён договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля.

С 21 сентября по 22 октября 2004 года принимал участие в дальнем походе корабельной авианосной группы Северного флота в северо-восточную часть Атлантики.

17 июля 2008 года — крейсер выполнял патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена[2], приняв смену у большого противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам»[3].

Капитальный ремонт и модернизация (2011—2016)

С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка»[4], в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые (корабль получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками; модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения, в том числе и средств РЭБ)[5].

Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались: так, 1 декабря 2014 объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года[6][7]; в декабре 2015 источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесён на осень 2016 года[8][9][10]. Заводские ходовые испытания крейсера прошли с 30 октября по 30 ноября 2016[11][12]. 24 декабря корабль покинул акваторию предприятия и направился в Североморск[13], куда прибыл 27 декабря[14].

2017 — н. в.

В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй[15].

12 мая 2017 года с крылатыми ракетами на борту отправился на учения в Баренцево море[16].

4 июля 2017 года совместно с большим противолодочным кораблем «Вице-адмирал Кулаков» совершил переход из Североморска на Балтику и 29 июля 2017 года принял участие в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге в честь Дня военно-морского флота[17][18].

5 декабря 2017 года выполнил учебно-боевые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море по отражению условных воздушных атак истребителей Су-33[19]

С 5 июля по 23 ноября 2018 года в составе отряда боевых кораблей СФ, совершил дальний морской поход. За это время крейсер побывал флагманом Главного военно-морского парада в городе Кронштадте, принял участие в межфлотских учениях ВМФ России в Балтийском и Средиземном морях, а также совершил заходы в столицу Алжира, порт Лимасол (Кипр) и испанский порт Сеута. В Средиземном море крейсер выполнял задачи с 11 августа по 12 ноября. За это время он принял участие в ряде совместных мероприятий с кораблями группировки российского ВМФ, действующей в Средиземном море на постоянной основе. За время похода экипаж крейсера провел ряд учений по противолодочной и противовоздушной обороне, а также по оказанию помощи терпящим бедствие на море[20][21].

С 3 июля 2019 по 8 февраля 2020 года выполнял дальний морской поход. 3 июля вышел из Североморска для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге. Принял участие в учении Военно-Морского Флота России «Океанский щит-2019», 22 августа вошёл в акваторию Средиземного моря[22]. 26 октября 2019 года прибыл на границу промысловой зоны Западной Сахары и Мавритании. 9 января 2020 года крейсер принял участие в совместных военных ученияхСеверного и Черноморского флотов в акватории Чёрного моря. На «Маршале Устинове» располагался походный штаб и находился президент Владимир Путин, который с борта крейсера наблюдал за ходом совместных учений с выполнением ракетных стрельб[23]. Крейсер находился в дальнем морском походе 220 дней, прошёл около 42 тысяч миль (более 77 тысяч километров) и посетил Алжир, Египет, Турцию, Грецию, Кипр, Экваториальную Гвинею и ЮАР[22].

В первой половине февраля 2021 года дважды выходил из Североморска в Баренцево море для артиллерийских стрельб, выполнения комплексных учебно-боевых задач и обеспечения безопасности судоходства.[24]

Параметры

Кораблестроительные элементы
  • Водоизмещение — 11280 т
  • Длина — 186,5 м
  • Ширина — 20,8 м
  • Высота от киля до клотика — 42,5 м
  • Осадка наибольшая — 7,6 м
  • Мощность ГЭУ (главной энергетической установки) — газотурбинный, 4х22500 л.с + COGAS 2 х 10000 л. с. (ГЭУ разработана и изготовлена ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект»)
Ходовые характеристики
  • Скорость хода — 32 узла (60 км/ч)
  • Дальность плавания — 7500 миль (13900 км)
  • Автономность — 30 суток
  • Экипаж — 476 (510) человек, в том числе 62 офицера.

Вооружение

Главное оружие корабля — 16 пусковых установок крылатых ракет «Вулкан»[25].

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий