«Улыбающийся» самолет: для чего у ИЛ-76 имеется нижнее остекление кабины

Основные модификации штурмовика Ил-10

Ил-10 — двигатель АМ-42. Стрелковое вооружение — 2 23-мм пушки ВЯ-23, 2 7,62-мм пулемета ШКАС в крыле, 1 12,7-мм пулемет УБК на верхней установке (с 1947 г. — 4 23-мм пушки НС-23 в крыле, одна 20-мм пушка Б-20 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 400 кг (максимальная — 600 кг). С апреля 1945 г. устанавливались узлы подвески для 4 НАР РС-82 или РС-132. Экипаж — 2 чел.

Ил-10У(УИл-10) — учебный вариант с двойным управлением. Пулеметы в верхней установке и крыле отсутствуют, имеется только 2 узла подвески для НАР. В 1945-1947 гг. изготовлено 283 машины.

Ил-10М — удлинен фюзеляж, увеличен размах и изменен профиль крыла, установлено более совершенное навигационное оборудование. В 1953-1954 гг. выпущено 146 самолетов.

ВЗЗ/СВ-33 — самолеты, строившиеся по лицензии чехословацким заводом «Авиа» (соответственно, боевой/учебный варианты). По составу вооружения аналогичны поздним Ил-10.

Видео: взлёт Ил 76

Соревнование Ил-28 и Ту-14 за место под солнцем

8 июля 2018 года исполнилось 70 лет с того момента, как первый реактивный бомбардировщик Ил-28 поднялся в воздух. Сергей Владимирович Ильюшин утвердил эскизный проект самолета 12 декабря 1948 года несмотря на то, что официальное задание на разработку реактивного фронтового бомбардировщика было поручено ОКБ А. Н. Туполева. Авиаконструктор, уверенный в преимуществах, заложенных в Ил-28, принял решение продолжать работу в инициативном порядке и построить первый опытный самолет. 12 июня этого же года Ил-28 был включен в план открытого строительства МАП.

После окончания Великой Отечественной войны, в стране развернулось производство опытных и серийных самолетов с реактивными двигателями. Сначала использовались трофейные моторы, которые больше подходили истребителям, а не бомбардировщикам. Выходом из ситуации стало приобретение английских моторов Rolls Royce, ставшими основой для новых советских двигателей ВК-1, с которыми Ил-28 поднялся в воздух в 1949 году. Интересно было получение этих двигателей. Есть история, которая гласит, что англичане не хотели продавать двигатели СССР, но главный конструктор ОКБ-155 А. И. Микоян заключил пари с президентом компании «Роллс-Ройс», когда был в командировке в Великобритании. В случае выигрыша партии в бильярд, англичане подпишут контракт на продажу двигателей. Подтвердить или опровергнуть эту историю нельзя, но в 1946 году советский торговый представитель сообщил о возможности приобретения двигателей в Великобритании.

Производство Ил-28 начали налаживать сразу на 3 заводах: № 30 в Москве, № 166 в Омске и № 64 в Воронеже. При этом машина еще не была принята на вооружение официально. Стоял вопрос, что выбрать: Ил-28 или Ту-14. Они оба имели свои преимущества и недостатки. По свидетельству Ильюшина, на этот счет были бурные споры, которые разрешил лично Иосиф Сталин. О том, в каких условиях принималось решение о серийном производстве фронтового бомбардировщика, в печати можно встретить много домыслов. По одному из них, руководство НИИ ВВС настаивало на принятии на вооружение Ту-14.

full-15924778916O6I8yM7BgD4QybWUiMU7Bpa0BvDJrb3YwJni4zQ.jpegwunderwafe.ru &nbsp/&nbspPrt Scr / Сайт об истории Мировых войн

Однако оно вместе с главкомом ВВС утвердило соответствующий акт, где прямо сказано, что Ил-28 «удовлетворяет требованиям фронтового реактивного бомбардировщика и рекомендуется в качестве образца для серийного производства и принятия на вооружение». Можно предположить, что к выбору туполевского самолета склонялся начальник НИИ ВВС Владимир Кобликов. В 1950 г. его на этой должности сменил генерал Михаил Редькин, и в октябре того же года после очередных испытаний Ту-14 в акте о них появилась запись о том, что, учитывая, отсутствие современного скоростного бомбардировщика, позволяющего нести минно-торпедное оружие, в строевых частях, следует рекомендовать Ту-14 в серийное производство для вооружения только авиации ВМФ ввиду большой длины разбега и большой взлетной дистанции, а также недостаточной скорости. В результате место фронтового бомбардировщика в нашей авиации занял Ил-28, который по классификации НАТО был назван «гончей».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий