Тактические ракетные комплексы «Точка-У» останутся на вооружении в новом качестве

Ракета

Ракета комплекса «Точка» («Точка-У») представляет собой управляемую на всём протяжении полёта одноступенчатую твердотопливную баллистическую ракету, состоящую из ракетной части 9М79 (9М79М, 9М79-1) с Х-образным расположением рулей и крыльев и из неотделяемой в полёте головной части (ГЧ). Ракетная и головная часть состыковываются шестью откидными болтами, а электрическая связь между ГЧ и РЧ организована через кабель. Широкая номенклатура взаимозаменяемых ГЧ расширяет круг решаемых комплексом задач и увеличивает его эффективность в конкретных условиях применения. Окончательно собранные ракеты в обычном (неядерном) снаряжении могут храниться в течение 10 лет. Ракеты поступают в войска в собранном виде, при проведении их обслуживания извлекать приборы из ракеты не требуется.

Ракетная часть

Ракетная часть (РЧ) выполняет функцию доставки головной части к цели и состоит из корпуса РЧ, включающего приборный, двигательный, хвостовой отсеки, аэродинамические поверхности и два кабельных ствола, а также из двигательной установки (ДУ) и приборов бортовой системы управления (БСУ). Корпус приборного отсека (ПО) расположен в передней части РЧ, герметично закрыт крышкой и представляет собой цилиндрическую обечайку с рёбрами жёсткости, изготовленную из алюминиевого сплава. На переднем шпангоуте ПО расположены элементы для крепления ГЧ, а в нижней части ПО — транспортировочный бугель[прим. 1] и отрывной электроразъём, через который приборы бортовой СУ связаны с наземной аппаратурой пусковой установки (ПУ). Оптическая связь между системой прицеливания СПУ (или приборами АКИМ 9В819) и БСУ ракеты обеспечивается иллюминатором на правой стороне ПО.

Корпус ДУ расположен в средней части РЧ и представляет собой цилиндрическую конструкцию из высокопрочной стали, имеющую 3 шпангоута: передний, средний, задний. На верхней части переднего и заднего шпангоутов крепятся транспортировочные бугеля, а в нижней их части приварены пусковые бугели[прим. 2]. На среднем шпангоуте закреплены 4 узла установки крыльев.

Хвостовой отсек (ХО) конической формы, имеет продольные рёбра жёсткости, изготовлен из алюминиевого сплава и является обтекателем соплового блока ДУ. Также в корпусе ХО расположены турбогенераторный источник питания вместе с исполнительными органами системы управления, а на задней части корпуса ХО расположены 4 узла крепления решётчатых аэродинамических и газоструйных рулей. В нижней части ХО установлен датчик схода[прим. 3]. На верхней части корпуса находятся два люка для проведения с ракетой регламентных работ, а в нижней части ХО имеются два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП).

Х-образное оперение ракеты включает в себя 4 неподвижных крыла (складывающихся в транспортном положении попарно), 4 аэродинамических и 4 газоструйных руля.

Двигательная установка

Однорежимный твердотопливный ракетный двигатель представляет собой камеру сгорания с сопловым блоком и размещёнными в ней топливным зарядом и системой воспламенения. Камера сгорания состоит из эллипсоидного переднего днища, заднего днища с сопловым блоком и цилиндрического корпуса, изготовленных из высоколегированной стали. Внутренняя сторона корпуса ДУ покрыта слоем теплозащитного покрытия. Сопловый блок состоит из корпуса и составного сопла; до момента старта сопло ДУ закрыто герметизирующей тарелью. Материалы, использованные в сопловом блоке: титановый сплав (корпус), прессованные материалы типа графит-кремний (вход и выход из сопла), силицированный графит и вольфрам (вкладыши в критическом сечении сопла и внутренняя поверхность вкладыша, соответственно).

Система воспламенения топливного заряда, установленная на переднем днище камеры сгорания, включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Воспламенитель представляет собой корпус, внутри которого помещены таблетки пиротехнического состава и дымный ракетный порох. При срабатывании пиропатроны зажигают воспламенитель, а тот в свою очередь топливный заряд 9Х151.

Топливный заряд 9Х151 изготовлен из смесевого твёрдого топлива типа ДАП-15В (окислитель — перхлорат аммония, связующее — каучук, горючее — алюминиевый порошок), представляет собой цилиндрический моноблок, основная часть внешней поверхности которого покрыта бронировкой[прим. 4]. Во время работы двигателя заряд горит как по поверхности внутреннего канала, так и по переднему и заднему торцам, имеющим кольцевые проточки, и по небронированной внешней поверхности, что позволяет обеспечить почти постоянную площадь горения в течение всего времени работы ДУ. В камере сгорания заряд закреплён при помощи узла крепления (из покрытого резиной текстолита и металлического кольца), зажатого с одной стороны между шпангоутом заднего днища и корпуса ДУ, а с другой стороны прикреплённого к кольцевой выточке заряда. Такая конструкция узла крепления предотвращает протекание газов в область хвостового отсека, одновременно позволяя сформировать в кольцевом зазоре (между зарядом и корпусом) относительно холодную застойную зону, препятствующую прогоранию стенок камеры сгорания и одновременно компенсирующую внутреннее давление на топливный заряд.

Бортовая система управления

Ракета имеет автономную, инерциальную бортовую систему управления, с гиростабилизированной платформой (ГСП) и бортовым цифровым вычислительным комплексом (БЦВК). В БСУ реализован алгоритм терминального наведения на цель, когда попадающая траектория рассчитывается на всём протяжении полёта и ракета управляется вплоть до падения в точку прицеливания. Это отличает «Точку» от более ранних тактических ракетных комплексов, например 9К72 «Эльбрус», в котором реализован функциональный метод наведения — когда управление ракетой заключается в определении момента выключения двигателя (обычно по достижении заданной величины и направления скорости движения ракеты, т. н. «функционал отсечки тяги по псевдоскорости»), а далее ракета (или её ГЧ) движется по траектории свободно брошенного тела.

В состав БСУ входит ГСП (или командно-гироскопический прибор — КГП), дискретно-аналоговое вычислительное устройство (ДАВУ), блок автоматики гидропривода, блок управления ТГИП и датчик угловых скоростей и ускорений типа ДУСУ1-30В, расположенные внутри корпуса приборного отсека. Исполнительными органами БСУ являются решётчатые аэродинамические рули, приводимые в действие гидравлическими рулевыми машинками. На стартовом участке траектории, когда скорость ракеты недостаточна для эффективного действия аэродинамических рулей, управление происходит с помощью газоструйных рулей из тугоплавкого вольфрамового сплава, установленных на одном валу с решётчатыми. Снабжение бортовых потребителей электроэнергией осуществляется от турбогенераторного источника питания, приводимого во вращение горячим газом, вырабатываемым блоком газогенераторов. И гидропривод рулей (в составе 4-х рулевых машинок и питающей гидравлической установки), и ТГИП (в составе газотурбинного блока и блоков сопротивлений и регуляторов) располагаются в хвостовом отсеке, электрическая связь между приборами в ПО и ХО осуществляется с помощью комплекта кабелей через кабельные стволы в корпусе ракеты. Комплектация БСУ конкретными типами приборов зависит от типа ракетной части.

Головные части

За годы разработки и эксплуатации РК 9К79 для него была создана широкая номенклатура типов боевого оснащения — разработаны и приняты на вооружение головные части, как в специальном (ядерном и химическом), так и в обычном снаряжении:

  • 9Н39 — специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б (9М79-1Б), ядерный заряд типа АА-60, мощностью от 10 до 100 кт;
  • 9Н64 — специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б1, ядерный заряд типа АА-86, мощностью до 200 кт (по другим данным — 100);
  • Специальная ядерная ГЧ в составе ракеты 9М79Б2, ядерный заряд типа АА-92, мощностью до 200 кт (по другим данным — 100 кт);
  • 9Н123Ф — осколочно-фугасная ГЧ сосредоточенного действия, в составе ракет 9М79Ф (9М79-1Ф). Масса ГЧ 482 кг, масса взрывчатого вещества ТГ-20 — 162,5 кг, количество осколков — 14,5 тыс. Площадь поражения — 2—3 га. При подлёте к цели ракета совершает доворот (по углу тангажа), чтобы обеспечить угол встречи заряда с целью близкий к 90° для наиболее эффективного использования энергии взрыва БЧ. Для этого же ось заряда осколочно-фугасной ГЧ 9Н123Ф развёрнута относительно продольной оси ракеты на некоторый угол. Воздушный подрыв ГЧ 9Н123Ф производится на высоте 20 метров над поверхностью для достижения максимальной площади поражения;
  • 9Н123К — кассетная ГЧ в составе ракет 9М79К (9М79-1К), содержащая 50 осколочных боевых элементов 9Н24 (массой по 7,45 кг, масса ВВ типа А-IX-20 — 1,45 кг, 316 осколков). Масса ГЧ 482 кг, количество осколков — 15,8 тыс. Подрыв центрального заряда и вскрытие БЧ инициируется радиодатчиком типа 9Э326 на высоте в 2250 м. Площадь поражения — 3,5—7 га. Предназначена такая боевая часть для поражения живой силы и небронированной техники, расположенной на открытой местности;
  • 9Н123Ф-Р (9Н123Ф-Р2, 9Н123Ф-Р3) — осколочно-фугасная ГЧ с пассивной радиолокационной ГСН 9Н215 в составе противорадиолокационных ракет 9М79Р (9М79ФР, 9М79-1ФР), с РЧ типа 9М79М или 9М79-1, при подготовке к пуску устанавливалась частота излучения цели, площадь поражения до 2 га. Начало разработки — 1971 г.;
  • 9Н123Г — специальная химическая кассетная ГЧ, содержавшая 65 субэлементов, снаряжённых 930 граммами вещества Р-33 каждый. Всего 60,5 кг отравляющего вещества;
  • 9Н123Г2-1 — специальная химическая кассетная ГЧ, содержавшая 65 субэлементов, снаряжённых веществом «Зоман» (Р-55). Всего 50,5 кг отравляющего вещества.

Также в некоторых источниках сообщается о наличии агитационной головной части.

История

Разработка была начата по постановлению Совета Министров № 148-56 от 4 марта1968 года.

Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году, хотя серийное производство ракет началось в 1973 году.[3]

«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году.[3]

РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО — Scarab B) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год[3]. В войска стал поступать в 1989 году.

Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным — на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения, г. Петропавловск, Казахстан)[4][5], производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) — на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады». В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза.

Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2—3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2—3 стартовые батареи по 2—3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.

Пусковая установка

Пусковая установка смонтирована на трёхосном амфибийном автомобильном шасси БАЗ-5921. Передняя и задняя пары колёс — управляемые, что обеспечивает относительно небольшой радиус поворота — 7 метров. Состав аппаратуры пусковой установки обеспечивает возможность абсолютно автономного её применения, в её состав входят:

  • наземная контрольно-пусковая аппаратура (НКПА);
  • система прицеливания, обеспечивающая нацеливание ракеты по оптическому каналу;
  • пульт установки полётных данных (НДПУ);
  • аппаратура топогеодезической привязки;
  • радиостанция Р-173;
  • фильтро-вентиляционная установка.

В расчёт пусковой установки входят четыре человека: начальник расчёта, заместитель начальника расчёта (он же — старший оператор-вычислитель), механик-водитель, оператор.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий