Проект легкого ударного самолета Сухого С-37. СССР

История создания

В конце 70-х годов в СССР и США практически одновременно начались работы по созданию истребителя пятого поколения. Конструкторы обеих стран занялись созданием концепции новой машины, определялись с ее внешним видом и основными характеристиками. В СССР к исследованиям были подключены многие научные институты и ведущие конструкторские бюро.

forma-krylev-su-47.jpg

Можно сказать, что по большей части критериев для истребителя пятого поколения между американскими и советскими военными существовал консенсус. И те и другие хотели видеть новый самолет малозаметным, многофункциональным, способным вести всеракурсный огонь и развивать сверхзвуковую скорость без форсажа. Было лишь одно отличие: советские военные настаивали, чтобы новая машина была высокоманевренной, американцы впоследствии от этого требования отказались, посчитав данную характеристику не очень уж важной.

Крыло обратной стреловидности (КОС) – это одно из самых очевидных конструкторских решений, способных обеспечить самолету высокий уровень маневренности. Работы по созданию истребителя с КОС проводились в ОКБ им. Сухого в период с 1983 по 1988 год. Машина имела обозначение Су-37. Правда, затем эта тема была официально закрыта.

vzlet-su-47.jpg

Крыло с обратной стреловидностью обеспечивает летательному аппарату целый ряд весьма серьезных преимуществ по сравнению с традиционной схемой:

  • КОС значительно улучшает управляемость ЛА на малых скоростях;
  • Повышаются взлетно-посадочные характеристики;
  • Подобная компоновка позволяет оптимизировать распределение давления на крыло и ПГО (переднее горизонтальное оперение);
  • Значительно улучшается аэродинамическая эффективность на всех режимах полета;
  • Радиолокационная заметность самолета с КОС в передней полусфере уменьшается.

Однако есть у КОС и значительные недостатки. На некоторых скоростях и углах атаки КОС испытывает значительные нагрузки, которые могут привести к разрушению конструкции. Грубо говоря, в определенный момент крыло обратной стреловидности начинает просто скручивать. Поэтому нужно либо серьезно повышать его жесткость, либо компенсировать деформацию за счет системы управления самолетом. Первый путь решения проблемы может привести к значительному увеличению массы крыла.

Как бы то ни было, в 1988 году проект истребителя с КОС был закрыт, и он мог совсем кануть в Лету, если не интерес со стороны военно-морского флота. Моряки планировали оснастить этими машинами авианесущие крейсера. Для этого в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения: консоли его крыла сделали складывающимися, оснастили тормозным гаком и внести дополнения в состав БРЭО. Корабельная версия самолета получила наименование Су-27КМ.

После распада СССР ситуация с финансированием еще более ухудшилась. Проект продолжался уже за счет собственных ресурсов ОКБ им. Сухого. Мало кто верил в то время, что самолетостроителям будет под силу без государственной поддержки завершить принципиально новую машину. Но, тем не менее, у них это получилось. Правда, отсутствие финансирования вынудило авиастроителей ограничиться созданием всего лишь одного прототипа.

Любопытна история о том, как информация о российском «Беркуте» попала на Запад. В 1996 году журналист издания «Вестник Воздушного флота» снимал заседание совета ВВС РФ, на котором было представлено все российское высшее авиационное командование и руководство авиастроительной отрасли. Во время съемки на столе находилась модель странного черного самолета, которая попала в кадр и вскоре оказалась на странице журнала. Фото было замечено. В 1997 году влиятельное британское издание Flight International напечатала материал, в котором утверждалось, что странный черный самолет – это не что иное, как модель российского истребителя нового поколения.

Самолет Су-47 «Беркут» совершил свой первый полет 25 сентября 1997 года. В его конструкции были реализованы последние на тот момент достижения отечественной авиастроительной отрасли: самолет получил самую современную ЭДСУ, силовую установку с изменяемым вектором тяги, новейшую авионику. Его создателям удалось разработать новую технологию стыковки длинномерных композитных панелей, что позволило уменьшить количество соединений, увеличить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. В конструкции Су-47 широко использованы элементы и системы серийных самолетов семейства Су. Например, «Беркут» получил фонарь и шасси от Су-27. Следует отметить, что Су-47 поднялся в небо всего лишь на восемнадцать дней позже первого полета американского F-22A. Учитывая общую ситуацию в отечественной авиационной промышленности в конце 90-х годов, такое мизерное отставание можно назвать настоящим подвигом российских авиастроителей.

Широкой публике самолет был продемонстрирован на выставке МАКС-1999 еще под наименованием Су-37. Новое название и «прозвище» «Беркут» истребитель получил уже к 2001 году. В 2000 году машина завершила испытания в программе «Сверхзвук», в целом же до 2002 года истребитель совершил более 150 полетов.

Эксплуатация Су-47 позволила конструкторам ОКБ им. Сухого отработать новейшие технические решения, значительная часть из которых была использована позже в конструкции ПАК ФА. Во многом именно благодаря проекту Су-47 ОКБ им. Сухого удалось выиграть конкурс на создание ПАК ФА и успешно реализовать его.

Вооружение «Раптора»

Боевая мощь Ф-22 Raptor складывается из 20-мм пушки класса M61A2 Vulcan, рассчитанной на 480 залпов. Машина также может нести на пилонах крыльев шесть ракет «воздух-воздух» AIM-120C AMRAAM и две ракеты типа AIM-9M Sidewinder.

1090022.jpg

Самолет несет и бомбовую нагрузку, которая состоит из корректируемых авиабомб типа JDAM и управляемых бомб типа GBU-39. При этом сверхзвуковая скорость не мешает самолету производить атаку.

Особенности Су-37

Российский соперник Ф-22 оснащён системой автоматизированного управления. Это обеспечивает перемещение абсолютно всех аэродинамических органов регулирования и поворот сопла двигателя ручкой управления.

Электронная система автоматически обеспечивает защиту истребителя в зависимости не только его веса, но и выбранного полетного режима. Также самолет оснащен системой автоматического вывода из режима «штопор».

1090021.jpg

Коренному преобразованию подверглась и кабина пилота. Центральная ручка управления была заменена на боковую. А рычаги управления двигателем заменили на тензометрические, что непосредственно улучшило управление двигателем посредством кнюпелей.

Что это дало? Повысилась точность пилотирования, улучшилось управление самолетом при воздействии на пилота больших перегрузок. Самолет снабдили интегральной электродистанционной системой управления, с помощью которой автоматически изменяется вектор тяги силовой установки. Такое решение позволило придать самолету сверхманевренность на малых и почти нулевых скоростях полета, что положительно сказывается если сравнивать F22 против Су37.

Изменилось и информационное поле на панели приборов. Перед пилотом теперь находится четыре многофункциональных ЖК-монитора, разработанных французской фирмой «Секстан авионик». Мониторы снабжены защитой от солнечной засветки и, теперь пилот может видеть основные динамические параметры при любых метеоусловиях.

Дополнительный индикатор также установлен на фоне лобового стекла, на которое выводится необходимая информация.

Повышение уровня комфортности кабины повысило переносимость перегрузок для пилота, а это, в свою очередь, дает возможность полностью реализовать все боевые возможности боевой машины Су-37 vs F-22 даже строевыми пилотами.

Дорогая игрушка?

Наверное, все помнят выражение «на вес золота»? Так вот, эти слова очень подходят к американскому самолету F22. Против Су37 (его цену мы узнаем далее) только первоначальная стоимость «американца» была выше в 4,5 раза. А если учесть еще и косвенные затраты, то полная цена «супероружия» подошла к отметке в 350 млн $!

Так вот, цена 19,7 тонны золота (а столько весит пустой F-22) в течение 2006 года составляла те же 350 млн $!

Сколько стоит Су-37

По результатам широкого маркетингового анализа, проведённого разработчиками, было выяснено, что потенциальные покупатели Су-37 представлены спектром из 24 стран. Число заблаговременных заказов от разных стран уже равняется 1 000 изделий!

Такая большая заинтересованность объясняется не только уникальными характеристиками, но и привлекательной стоимостью самолета на международном рынке, которая, особенно в сравнении (F22 против Су37), не превышает 30 млн $.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий