Новый катер проекта 21980 «Грачанок» поступил на вооружение Тихоокеанского флота

История создания проекта 21980 «Грачонок»

Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.

Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».

В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.

В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.

В 2012 году в Зеленограде были заложены сразу два «Грачонка», кроме того, к серийному производству этих кораблей была подключена «Восточная верфь» во Владивостоке. На ней были заложены два катера проекта 21980.

В 2012 году катера под номерами П-191 и П-349 были зачислены в состав российского Черноморского флота.

В 2013 году в Зеленограде были заложены еще два катера, а П-377, изготовленный во Владивостоке, был спущен на воду. П-351 был принят в состав Каспийской флотилии.

В 2014 году к производству кораблей проекта 21980 присоединилось еще одно российское предприятие – рыбинский ССЗ «Вымпел». Российское военное ведомство подписало с заводом контракт на постройку шести кораблей проекта. В этом же году были спущены на воду несколько катеров, после испытаний они вошли в состав Черноморского и Тихоокеанского флота.

В 2020 году катера, находящиеся в составе Черноморского флота, получили собственные имена: «Суворовец», «Кадет» и «Курсант Кировец». Катер под номером П-104 принял участие в военно-морском параде, посвященном дню Победы, который состоялся в Санкт-Петербурге.

Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2020 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2020 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.

Похожие сообщения

Командир

В своё время командиру первого катера этого проекта, поступившему в Новороссийскую военно-морскую базу, старшему мичману Денису Никитину командование разрешило отбирать выверенных морем специалистов со всех корабельных экипажей объединения, что отразилось на профессионализме и сплочённости этой небольшой команды катера.

Пожалуй, никому больше корабельный Устав не определяет столько обязанностей, как командиру корабля: 53 статьи с несколькими десятками подпунктов, где практически в каждой строке непререкаемое — «должен», «обязан». И весь этот груз ответственности ложится на командира вне зависимости от того, командует он крейсером или противодиверсионным катером.

Путь Дениса Никитина на командирский мостик начинался с военкоматовской повестки в сибирской глубинке. Из Красноярского края он был призван служить на Тихоокеанский флот. Там новобранцу сразу же предложили учиться в школе техников ВМФ. Окончив её с дипломом техника-электронщика, молодой мичман был направлен на тральщики Черноморского флота. В экипаже МТЩ «Железняков» Новороссийской военно-морской базы он стал старшиной команды комендоров — корабельных артиллеристов. А когда в бригаду пришёл принципиально новый морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», Никитину предложили на нём весьма хлопотную должность старшего боцмана. Он особо не колебался — это была хотя и сложная, но очень полезная ступень профессионального становления военного моряка.

Читайте также:  Бронебойные пули

А свою профессию к тому времени Денис уже уважал по всем параметрам. С таким отношением к делу, как показывает корабельная практика, служба идёт успешнее. Поэтому вскоре и доверена была молодому мичману вполне самостоятельная должность командира рейдового тральщика. И здесь довольно быстро проявились командирские способности Дениса Никитина. Кораблевождение, методы траления, организация обучения экипажа, всё это получалось у него по-сибирски основательно. У причальной стенки его небольшой тральщик особо не простаивал — учебно-боевые траления, рейдовая брандвахта, учения и множество других задач предполагали морской формат службы маленького боевого корабля. И его экипаж со всем этим справлялся достойно, считаясь одним из лучших в дивизионе тральщиков бригады кораблей охраны водного района. Поэтому, когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

kogda-v-voenno-morskuyu-bazu-prishel-innovacionnyj-grachonok-komandirom-naznachili.jpg © Фото автора

Когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

— Принимая катер ещё на этапе ходовых испытаний, я понял, насколько это современная и высокоэффективная боевая единица. Душа как-то сразу прикипела к его техническому совершенству, — вспоминает старший мичман Никитин. — И экипаж солидарен со мной. Ведь это увлекательное дело — служить на катере нового поколения.

Морской практики экипажу «Грачонка» с первых же дней после подъёма на нём Андреевского флага выпало по полной мере. После продолжительного «олимпийского» дежурства на траверзе Сочи и Адлера сразу же пришла горячая крымская пора. С развитием событий так называемой крымской весны 2014 года на обширной морской и прибрежной зоне полуострова сложилась реальная диверсионная опасность «майдановского» заряда. После вхождения Крыма в состав России работы для катеров отряда спецназа только прибавилось: на строительстве энергетического моста они участвовали в очистке дна от боеприпасов, сохранившихся там ещё со времён Великой Отечественной войны, несли свою службу по прямому противодиверсионному предназначению. С началом масштабного строительства Крымского моста службы морского и проливного бдения ещё поприбавилось.

v-chutkih-dozorah-grachonok-denisa-nikitina-togda-za-mesyac-nakruchival.jpg © Фото автора

В чутких дозорах «Грачонок» Дениса Никитина тогда за месяц «накручивал» годовую норму моторесурса своих «движков».

В чутких дозорах «Грачонок» Дениса Никитина тогда за месяц «накручивал» годовую норму моторесурса своих «движков». Штормами, динамичными водолазными спусками и затяжными вахтами был довольно круто проверен никитинский катерный экипаж профессионалов.

«Грачонок» Никитина первым вступил в строй отряда. И, наверное, ему было труднее других, ведь всё надо было осваивать впервые. Опыт его восьми первых моряков-катерников стал фундаментом для становления двух других экипажей. Когда был введён в строй второй «Грачонок», появилась возможность отрабатывать задачи уже в составе тактической группы. Ввод в строй третьего катера ещё больше увеличил возможности отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, в состав которого вошли новые катера.

И его команда

В надёжности сердца катера — его двигателя — немалая ответственность лежит на командире электромеханической боевой части старшине 1-й статьи Вадиме Саватееве. Сказалась в его ответственности, наверное, школа службы БЧ-5 на тральщиках, где каждый моряк должен быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец». От «меха» энергией действия заряжаются моторист-электрик старший матрос Александр Приймак и моторист старший матрос Дмитрий Зорин. О прикладной значимости этой энергии говорит тот факт, что во время выходов в море с машиной не бывает никаких проблем.

v-nadezhnosti-serdca-katera-ego-dvigatelya-nemalaya-otvetstvennost-lezhit-na.jpg © Фото автора

В надёжности сердца катера — его двигателя — немалая ответственность лежит на командире электромеханической боевой части старшине 1-й статьи Вадиме Саватееве.

«Хайтековское» радиоэлектронное вооружение «Грачонка» находится в заведовании гидроакустика старшины 2-й статьи Евгения Куликова, который во время флотского учения провёл гидролокационный поиск объектов в толще воды и обнаружил подводных пловцов условного противника на предельной дистанции. Надёжными всегда становятся его вахты и во время боевого дежурства. Командиру катера и гидроакустику пришлось стать первопроходцами и во внедрении на новом катере современного гидроакустического комплекса «Кальмар».

Справка

Поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» — многолучевые гидролокатор и эхолот, навигационная гидроакустическая станция и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат обеспечивают поиск и обнаружение различных подводных объектов на дальности до 500 метров, в том числе и пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла, а обследовать дно на глубине до 200 метров он позволяет даже при скорости движения катера до восьми узлов и волнении моря до трёх баллов. При этом идёт отображение в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, их обработка и сохранение.

На вооружении — одна морская тумбовая пулемётная установка МТПУ калибра 14,5 мм, противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64, переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1» (боекомплект — 4 ЗУР).

radioelektronnoe-vooruzhenie-grachonka-nahoditsya-v-zavedovanii-gidroakustika-starshiny-2-j.jpg © Фото автора

Радиоэлектронное вооружение «Грачонка» находится в заведовании гидроакустика старшины 2-й статьи Евгения Куликова.

Читайте также:  Зачем Сталин вернул в РККА погоны зимой 1943 года?

Особенность службы на малом корабле — взаимозаменяемость и совмещение нескольких специальностей. Вот и катерные комендоры главный корабельный старшина Сергей Байрамалов и старшина 2-й статьи Александр Демченков исправно правят службу не только по своим огневым должностям. Сергею выпали ещё и боцманские заботы. У Александра сразу две дополнительные нагрузки в экипаже — баталёр и кок. И хотя катерный камбуз по размеру не больше вагонного купе, кок умудрялся наладить достойное питание экипажа во время морских дежурств, которые в несколько раз превосходят по продолжительности его проектную автономность. Сам старший мичман Денис Никитин поначалу, пока не нашлось достойного для службы на катере специалиста, нёс вахту и за рулевого-сигнальщика.

Напряжённая морская служба старшего мичмана Никитина и его моряков отмечена по заслугам — все они награждены медалями. А у самого Дениса есть на морской форме над ромбом о высшем профессиональном образовании и особый знак отличия — серебристый знак командира корабля. А это весьма уважаемая и редкая для моряка в мичманском звании флотская регалия.

© Фото автора

Старший мичман Денис Никитин поначалу, пока не нашлось достойного для службы на катере специалиста, нёс вахту и за рулевого-сигнальщика.

Корабли

Противодиверсионный корабль класса Грачонок

Имя Корпус No. Строители Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел
ВМФ России
Нахимовец 889 Зеленодольский ССЗ 8 февраля 2008 г. 25 апреля 2009 г. 23 ноября 2009 г. Балтийский флот Активный
Кадет 840 Зеленодольский ССЗ 7 мая 2010 Июль 2011 г. Октябрь 2011 г. Черноморский флот Активный
Суворовец 841 Зеленодольский ССЗ 6 мая 2011[2] 16 июня 2012 г.[3] 14 ноября 2012 г. Черноморский флот Активный
Курсант-Кировец 842 Зеленодольский ССЗ 5 мая 2012[4] апрель 2013[5] 22 августа 2013 г. Черноморский флот Активный
П-377 996 Восточная верфь, Владивосток 15 марта 2012 г. 24 июня 2013 г. 26 сентября 2013 г. Тихоокеанский флот Активный
Юнармец Каспия 930 Зеленодольский ССЗ 27 июля 2012 г.[6] июнь 2013 15 октября 2013 г.[7] Каспийская флотилия Активный
Юнармец Приморья 997 Восточная верфь, Владивосток Август 2012 г. 29 ноября 2013 г. 24 февраля 2014 г. Тихоокеанский флот Активный
Юнармец Крыма 836 Зеленодольский ССЗ 7 мая 2013[8] 30 мая 2014 г.[9] 22 августа 2014 г. Черноморский флот Активный
Юнармец Камчатки 998 Восточная верфь, Владивосток Декабрь 2012 г.[10] 4 июля 2013 г.[11] 25 сентября 2014 г. Тихоокеанский флот Активный
Кинель 837 Зеленодольский ССЗ 27 июля 2013 г.[12] 2014 9 октября 2014 г.[13] Черноморский флот Активный
Юнармец Заполярья 669 Вымпел ССЗ Март 2014 г. 7 июня 2021 г.[14] 19 ноября 2021 г. Северный флот Активный
Юнармец Беломорья 699 Вымпел ССЗ Декабрь 2014 г. 22 июля 2021 г.[15] 19 ноября 2021 г. Северный флот Активный
Сергей Преминин 936 Вымпел ССЗ 15 сентября 2015 г. 27 апреля 2021 г.[16] 14 июля 2021 г. Северный флот Активный
П-433 988 Зеленодольский ССЗ 12 января 2015 г.[17] 2017 16 сентября 2021 г.[18] Черноморский флот Активный
Юнармец Чукотки 999 Восточная верфь, Владивосток 2016 2017 14 октября 2021 г. Тихоокеанский флот Активный
Валерий Федянин 941 Вымпел ССЗ 15 апреля 2021 г. 22 июня 2021 г.[19] 9 ноября 2021 г.[20] Северный флот Активный
Юнармец Татарстана 989 Зеленодольский ССЗ 7 мая 2015[21] 15 июня 2021 г.[22] Октябрь 2021 г. Каспийская флотилия Активный
П-445 972 Восточная верфь, Владивосток 2017 12 октября 2021 г. 14 января 2021 г.[23] Тихоокеанский флот Активный
Юнармец Дагестана Зеленодольский ССЗ 24 апреля 2021 г.[24] 2019 Август 2021 г. Каспийская флотилия Активный
Зеленодольский ССЗ 7 августа 2021 г.[25] В разработке
Зеленодольский ССЗ 7 августа 2021 г.[25] В разработке
Зеленодольский ССЗ Упорядоченный[26]
Национальная гвардия России
478 Вымпел ССЗ 15 мая 2018[27] 19 июн 2019[28] Ноябрь 2019[29] Активный
479 Вымпел ССЗ 10 июля 2021 г.[30] Запущен
480 Вымпел ССЗ 30 июля 2021 г.[31] Запущен
481 Вымпел ССЗ 19 сентября 2021 г.[32] Запущен

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий