Ил-28: первый советский реактивный бомбардировщик, способный нести ядерное оружие

Технические характеристики

Сравним штурмовик Ил-10 по основным характеристикам с его непосредственным предком Ил-2 и прямым конкурентом – Су-6 в варианте с мотором М-17.

Ил-2 Ил-10 Су-6
Длина, м 11,6 11,1 9,24
Размах крыла, м 14,6 13,5 13,4
Взлётная масса, т 6,3 6,3 5,5
Масса брони, т 1 0,9 0,5
Максимальная скорость (у земли), км/ч 387 500 480
Боевая нагрузка, т 600 600 400

С одной стороны, Ил-10 явно превосходил знаменитого предка. Упростился уход за самолётом, новый штурмовик был легче в управлении. Оптимизировали конструкцию бронекорпуса, который, наконец закрыл и стрелка. А главное – действительно возросли маневренность и скорость. Однако реальное боевое применение дало результаты, в чём-то даже парадоксальные. По огневой мощи и ударным возможностям Ил-10 даже уступал предшественнику.

samolet-il-10-foto.jpg

Прирост скорости привёл к невозможности стрельбы длинными очередями в боевом заходе. Бомбовая нагрузка, при использовании бомб малого калибра, была меньше, чем у Ил-2. Живучесть тоже неожиданно оказалась «пониженной» — если после посадки «на брюхо» восстановлению не подлежали около 10% Ил-2, то у нового штурмовика этот процент доходил до 38%.

Разумеется, сказались и недостаточная подготовка экипажей, и поспешный запуск самолёта в серию. А проблемы с вооружением были хотя бы частично решены уже на послевоенных сериях.

Что касается сравнения с Су-6, то надо заметить, что брони на этом самолёте было меньше, но размещалась она внутри конструкции, что давало хорошую защиту.

А двигатель воздушного охлаждения обеспечивал большую живучесть. При этом пушечное вооружение Су-6 состояло из более мощных 37мм пушек НС-37, а меньшая бомбовая нагрузка компенсировалась шестью направляющими для пуска ракет.

Но мотор М-17 массово не выпускался, а с двигателем АМ-42 штурмовик Сухого летал хуже Ильюшинского самолета, который, к тому же, лучше подходил для массового выпуска.

Несмотря на поспешный запуск в производство, Ил-10 не оказал сколь либо заметного влияния на ход войны. Можно даже сказать, что уже не штурмовик нужен был фронту, а война была необходима, чтобы проверить новые самолёты в реальном бою.

А после войны поршневые самолёты стати быстро устаревать. Так что на Ил-10 развитие советских ударных самолётов с винтовым движителем и остановилось. Вероятно, в других условиях он, подобно американскому «Скайрейдеру», смог бы проявить себя ещё в 60-е годы, но этого не произошло.

Примечания

  1. Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР. — М.: Машиностроение, 1978. — Т. 2.
  2. [www.acig.org/artman/publish/article_313.shtml U.S. Air-to-Air Victories during the Korean War, Part 1]
  3. [www.acig.org/artman/publish/article_308.shtml U.S. Air-to-Air Victories during the Korean War, Part 2]
  4. [www.acig.org/artman/publish/article_309.shtml U.S. Air-to-Air Victories during the Korean War, Part 3]
Самолёты ОКБ им. Ильюшина
Бомбардировщики ДБ-3 ·Ил-4 (ДБ-3Ф) ·ДБ-4 ·Ил-6 ·Ил-22 ·Ил-28 ·Ил-30 ·Ил-46 ·Ил-54
Штурмовики Ил-2 ·Ил-8 ·Ил-10 ·Ил-16 ·Ил-20 (1948) ·Ил-40 ·Ил-102
Торпедоносцыи противолодочные самолёты ДБ-3ТП ·Ил-6 ·Ил-38
Транспортные самолёты или двойного назначения Ил-32 ·Ил-76 ·Ил-112 ·Ил-214
А-50 ¹  ·А-60 ¹  ·Ил-78 ·976 СКИП ¹  ·А-100 ¹
Пассажирские самолёты Ил-12 ·Ил-14 ·Ил-18 (1946) ·Ил-18 ·Ил-62 ·Ил-86 ·Ил-96 ·Ил-103 ·Ил-114
Ил-20 ·Ил-24Н ·Ил-80
Текущие проекты Ил-112В ·Ил-214 ²  ·Ил-76МД-90А (Ил-476) ·ПТС «Ермак»
Ил-26 ·Ил-36 ·Ил-42 ·Ил-52 ·Ил-56 ·Ил-64 ·Ил-66 ·Ил-66 ·Ил-70 ·Ил-72 ·Ил-72 ·Ил-74 ·Ил-84 ·Ил-90 ·Ил-106 ·Ил-108 ·Ил-118 ·Ил-196
Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы, полужирным — серийные образцы; ¹ совместно с ОКБ Бериева; ² совместно с НПК «Иркут»
Самолёты Воронежского авиационного завода

Самолёты военного и транспортного назначенияИл-10 | Ил-28 | Ту-16 | Ан-12 | Ту-123 | Ту-128 | Ил-76 | Ил-96-400

Пассажирские самолётыАн-10 | Ту-144 | Ил-86 | Ил-96-300 | Ан-148

</tr></table>

Советские самолётыВторой мировой войны
Истребители

И-5 •И-7 •И-14 •И-15 •И-15 бис (И-152) •И-153 •И-16 •ДИ-6 •ИП-1 •Пе-3 •МиГ-1 •МиГ-3 •Як-1 •Як-3 •Як-7 •Як-9 •ЛаГГ-3 •Ла-5 •Ла-7

Бомбардировщики

У-2ВС •Су-2 •Як-2 •Як-4 •СБ •Ар-2 •Пе-2 •Ту-2 •ДБ-3 •Ил-4 (ДБ-3ф) •ДБ-А •Ер-2 (ДБ-240) •ТБ-3 •Пе-8

Штурмовики

Ил-2 •Ил-10

Учебные и тренировочные

У-2 (По-2) •У-5 •УТ-1 •УТ-2 •УТ-3 •УТИ-2 •УТИ-4 •УТИ-26 (Як-7УТИ)

Самолёт-разведчик

Р-5 •Р-Z •Р-6 •Р-10 •А-7

Гидросамолёты

Ш-2 •МБР-2 •МТБ-2 •ГСТ •КОР-1 (Бе-2) •КОР-2 (Бе-4) •Че-2

Транспортные и планёры

Ли-2 •Ще-2 •Як-6 •ПС-5 •ПС-7 •ПС-4 •ПС-9 •ПС-35 •ПС-40 •ПС-41 •ПС-43 •ПС-84 •ПС-89 •ПС-124 •САМ-25 •Г-1 •Г-2 •АИР-6 •К-5 •Г-11 •А-7 •КЦ-20

Прототипы

И-28 (Як-5) •И-30 (Як-3) •И-180 •И-185 •И-190 •И-200 •И-250 •ИТП •СПБ •ИС-1 •ДИС •БИ-1 •АНТ-46 (ДИ-8) •К-12 (ВС-2) •МДР-5 •ОСГА-101 •Ш-7 •МиГ-5 •Су-1 •Су-3 •Су-4 •Су-5 •Су-6 •Су-8 •ТИС •ДВБ-102 •Як-8

Список самолётов Второй мировой войны

Напишите отзыв о статье «Ил-10»

История создания и завершения

По замыслу конструкторов новый самолет Ил-16 должен превзойти своего предшественника по скорости и малому весу. Добиться таких качеств предполагалось за счет измененной бронезащиты.

При сохранении той же схемы бронирования, что и на Ил-10, была уменьшена толщина брони на боковых стенках капота двигателя и кабин экипажа. Одновременно были увеличены размеры небронированной части бронекорпуса.

Эти изменения позволили снизить массу машины, и соответственно увеличить скорость.

shturmovik-il-16-02.jpg

Улучшили также прочностные параметры конструкции, благодаря чему Ил-16 мог выполнять сложные пилотажные фигуры, что являлось важным качеством при ведении воздушных боев для штурмовика-истребителя.

Особенностью нового штурмовика был двигатель новой модели М-43НВ конструктора А.А. Микулина мощностью на взлете 2300 л.с. и жидкостным охлаждением. Самолет сразу проектировался под него.

Мощный двигатель в совокупности с меньшим весом и размерами машины должен был обеспечить высокие летно-технические качества машины. Согласно расчетам штурмовик на высоте 5 тыс. м должен иметь максимальную скорость не ниже 625 км/час, а у земли – не меньше 560 км/час, время набора высоты 5 тыс.м не должно превышать 6,5 мин, а дальность полета со скоростью 375 км/час должна составлять 800 км.

Разработка нового штурмовика продвигалась в ускоренном темпе, а идентичность схем конструкций и составляющих компонентов обеих машин давала надежду на их быстрый запуск в серийное производство. К началу 1945г. был построен опытный экземпляр самолета Ил-16. В том же году летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял его в небо.

Первый полет показал, что самолету требуются многочисленные доработки. Короткая хвостовая часть в сочетании с мощным двигателем вызывали состояние продольной неустойчивости машины в полете.

Для устранения проблемы увеличили вертикальное оперение и удлинили более чем на полметра хвостовую часть корпуса.

После доработок самолет стал более устойчивым и управляемым, способным выполнять пилотажные фигуры и развивать скорость за 570 км/час.

Однако летные испытания Ил-16 затянулись из-за постоянно возникающих неполадок в двигателе М-43НВ. Довести двигатель М-43НВ к необходимым характеристикам и в установленные сроки так и не смогли.

Кроме того, стало очевидным, что на фронт штурмовик уже не успевает, и летом 1946 г. работы над проектом Ил-16 были прекращены.

К этому времени небо стало завоевываться реактивными самолетами, и вряд ли поршневой штурмовик смог на равных вести с ними воздушные бои.

shturmovik-il-16-06.jpg

Кроме того, анализ причин поражений летных экипажей на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 привел к выводам, что высокая скорость для машин такого назначения не всегда являлось преимущественным качеством: большая скорость часто не позволяла самолетам выполнять точное прицеливание, а на более скоростном Ил-16 эта проблема проявилась бы острее.

Выпуск самолётов Ил-10 (1944 — 1954 гг.)[1]

Модель Завод 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 Всего
Ил-10 №18 43 1435 1006 809 4433
№1 893 2
№64 12 155 78
УИл-10 №1 227 41 329
№18 11 50
№64 100
Ил-10М №168 1 100 35 146
№47 4 6

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Статистика серийного выпуска Ил-10 приводится по изданию: История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг./Под общ.ред. Д.А. Соболева. М.: РУСАВИА, 2011. — 432 с.: ил., с. 223 []

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий