Германия в 1936-1939. Гражданская война в Испании. Часть 1

«Эфиопия наша!»: читая новую биографию Муссолини

19305166_305.jpgРеклама

Особую озабоченность генералитета в 1936 году вызывали планы баскских и каталонских сепаратистов, которые, пользуясь хаосом, декларировали неминуемый выход своих регионов из состава Испании, что «означало развал страны». Ну а непосредственным поводом к восстанию военных и началу войны послужило убийство 13 июля сторонниками Народного фронта известного оппозиционера Хосе Кальво Сотело.

Кого защищал в Испании Сталин

Советский Союз тут же пришел на помощь Народному фронту, напомнил историк. В Испанию было направлено оружие и военные специалисты. Последних в России до сих пор почему-то называют добровольцами, самостоятельно решившими отправиться на испанскую войну. И это притом, что из воспоминаний этих военных, известно, что об Испании им сообщалось начальством лишь на вокзале в Москве — перед отправкой. До этого они понятия не имели, куда предстоит ехать и чем заниматься.

15707832_404.jpg

Демонстрация диссидентов, пострадавших от франкистского режима, январь 2012 года

Любопытно, что в России до сих пор бытует убеждение, что Сталин «спасал испанскую демократию». Между тем собеседник DW считает подобный тезис абсурдным, поскольку «сталинизм и демократия — понятия диаметрально противоположные».

К тому же Народный фронт, по его выражению, никогда не олицетворял демократию. В нем доминировали радикалы, выступавшие за применение в Испании советского опыта диктатуры пролетариата. Кое-что им удалось реализовать до войны, кое-что после ее начала. Речь шла, в частности, об экспроприации частной собственности — банков, предприятий и сельхозугодий, отметил Видаль Мансанарес.

Советский опыт

Впрочем, продолжает исследователь, наибольший «успех» был достигнут Народным фронтом по части внедрения советского опыта репрессий. Так, в словаре испанцев до сих пор существует слово «ЧК» — синоним любой зловещей организации.

Гражданская война в Испании, фронт у Малаги

Дело в том, что контингент из двух тысяч советских военных, прибывших в Испанию, почти наполовину состоял из работников НКВД. У них имелось спецзадание — создать органы госбезопасности, что и было сделано. В городских районах, в поселках и на предприятиях появились организации, названные по известной аналогии — ЧК. Их сотрудники занялись массовыми чистками по сталинским образцам.

Особо активно, по мнению Видаля Мансанареса, эмиссары НКВД действовали, когда речь заходила о ликвидации «крамолы» в рядах самого Народного фронта. В 1937 году они уничтожили участников так называемого «анархо-троцкистского заговора».

На самом деле никакого заговора не было, подчеркнул историк. Просто Сталин «завидовал популярности испанских анархистов и левых коммунистов» из Объединенной рабочей марксисткой партией (ПОУМ). Ее лидер Андреу Нина после зверских пыток был казнен сотрудниками НКВД.

Уничтожение интеллигенции

Но «вершиной чекистской активности», по выражению эксперта, стало уничтожение видных представителей мадридской интеллигенции. Это произошло в поселке Паракуэльяс, недалеко от построенного впоследствии международного аэропорта Барахас. Расстрелы начались 7 ноября 1936 года — в ознаменование Октябрьской революции — и продолжались до середины декабря. Видаль Мансанарес приводит цифру в 8 тысяч расстрелянных. Среди них были «выдающиеся ученые, университетские профессора, известные литераторы, врачи, инженеры, священнослужители».

Тысячи ни в чем не повинных людей были уничтожены усилиями советских и испанских чекистов и в других регионах Испании. Репрессиям подвергались представители всех социальных слоев. Причиной, по которой человек обрекался на смерть, как указывает историк, могла стать не только связь с военными, но и, к примеру, его религиозность — крестик или образок на шее. Впрочем, поводом для казни мог служить и такой «признак враждебной социальной принадлежности», как ношение очков. Репрессии продолжались до поражения Народного фронта в гражданской войне весной 1939 года.

Написать в редакцию

Реклама

Франкизм и историческая память

wowdrdrw408175.jpg

Франсиско Франко – один из самых известных диктаторов XX века. По степени размаха репрессий его, конечно, не сравнить с И. Сталиным, но это не уменьшает страданий народа Испании, находившейся по его управлением 36 лет. Эпоха франкизма – тяжелый период в истории страны, хотя в это время и происходили некоторые экономические и политические изменения, в частности, «открытие Испании» всему современному миру.

Франко часто называют фашистом, что с точки зрения терминологии не совсем верно.

Франкизм представлял собой синтез правых идеологий. Идейную базу режима составил широкий спектр правых идей, носителями которых были организации различного толка, из них только «Испанскую фалангу» можно назвать фашистской, однако роль фалангизма во франкизме не была определяющей.

u2kn4lcc408176.jpg

Основополагающие элементы идеологии франкизма, такие как «монархизм», «антикоммунизм», «исконный католицизм» и «авторитарность власти» продолжают жить после смерти диктатора и находят свое отражение в современном испанском обществе.

В 1981 году Хосе Луисом Корлем была создана партия «Испанское католическое действие», являющаяся примером воплощения идеологии франкизма на политическом поле современной Испании. Партия привлекла в свои ряды много молодежи. При партии было создано «Испанское молодежное действие» – наиболее активная правая организация в стране.

Члены организации выступают под лозунгом «За бога, родину, справедливость». Они называют себя национал-католиками, национал-синдикалистами, традиционалистами. Активно используется франкистская символика: национальный испанский флаг франкистской эпохи, карлистское знамя с крестом Святого Андрея, фалангистское черно-красное знамя с ярмом и стрелами. Одним из главных объектов критики представителей организации является Испанская конституция 1978 года.

В результате эволюции «правой идеологии» времен Франко возникла одна из ведущих партий страны – Народная партия, лидер которой М. Рахой занимает пост председателя правительства. Она возникла на базе партии «Народный альянс», созданной франкистским министром, историком, классиком испанской историографии М. Фрагой Ирибарне, получившим прозвище «либеральный франкист».

Партия сильно эволюционировала в сторону центра. Сегодня Народная партия – одна из самых центристских партий Европы. Наследие франкизма в ее идеологии осталось лишь достоянием истории.

В современном глобализированном мире, когда различия между странами постепенно нивелируются, режим Франко, основанный на «испанской исконности», привлекает внимание апологетов правых идей. Некоторыми испанцами каудильо воспринимается даже как «отец нации», без которого Испания теряет свое лицо, становясь «типичной европейской страной» и являясь «задворками Европы».

Две Испании

Одним из главных факторов исторического развития Испании, начиная с эпохи наполеоновских войн, было сосуществование двух параллельных и противоборствующих тенденций в политической и интеллектуальной жизни страны. Испанский католический философ Рамиро де Маэсту, чьи идеи станут одним из элементов идеологии франкизма, выразил это противоречие в красивом образе: «Испания – дуб, обвитый плющом», где дуб – это подлинная католическая Испания, вера в идеалы времен империи, а плющ – либеральные веяния, привнесенные французской революцией и привившиеся на испанской почве.

Конечно, подобное деление до определенной степени условно и не исчерпывает образ испанской жизни во всей его полноте. Однако именно эти две тенденции, либеральная и консервативно-католическая, сошлись в открытом противостоянии, которое вылилось в испанскую Гражданскую войну. Укоренившись в сознании, ментальной и интеллектуальной культуре народа «две Испании» продолжают существовать и сегодня, определяя историческую память народа. Философы, выражая это противоречие, пишут, что Испания делится на Донов Кихотов и Санчо Панс.

Король Хуан Карлос I, придя к власти после смерти Франко, не последовал заветам каудильо, мечтавшем о восстановлении «исконно испанской» монархии. Сохранив монархическую форму правления, Испания взяла курс на демократию. Он создал типичную для эпохи конституционную монархию. При этом не последовало никаких репрессий в отношении пособников диктаторского режима, франкизм был демонтирован эволюционным путем.

Конституция 1978 года во многом имела компромиссный характер. В фигуре короля и его личности две тенденции, казалось бы, «примирились», но это породило новые споры об исторической судьбе и сущности Испании, которые проявляются как на политическом уровне, так и в общественном сознании испанцев.

Гражданская война в исторической памяти Испании

При Франко выросло почти три поколения испанцев. Идеологический гнет франкистской эпохи оказал влияние на историческую память испанцев и на их отношение к предшествующей режиму войне. В эпоху Франко Гражданская война 1936–1939 годов подавалась как «новый крестовый поход» против «неверных».

wq0aewdy408180.jpg

Вызывающим споры историческим памятником Испании является мемориальный комплекс «Долина павших». Это мемориал, построенный при Франко, в котором рядом друг с другом покоятся останки погибших «республиканцев» и «франкистов». «Долину павших» трактуют как памятник жертвам с обеих сторон или как «личную усыпальницу Франко», в которой республиканцы были захоронены случайно. Одни воспринимают этот комплекс как «попытку примирить две Испании», другие – как «кощунство диктатора», похоронившего жертв рядом с их убийцами.

Гражданская война 1936–1939 годов – ключевое событие истории Испании XX века, одна из самых изучаемых тем в мировой историографии. Для многих испанцев война стала символом борьбы за свободу  испанского народа. 14 апреля, в день установления республики, на улицах испанских городов нередко проходят марши сторонников республиканской формы правления.

4lvnakv2408181.png

На политической арене Испании заметно проявляются крайне левые, республиканские силы, в частности партия «Podemos». Еще одну ведущую партию страны, левоцентристскую ИРСП, можно назвать «прямой наследницей» П. Иглесиаса и Ф. Ларго Кабальеро.

В то же время многие испанские историки называют режим Второй республики «не идеальным», указывая, в частности, на то, что политические преступления и бескомпромиссность были характерны для республиканцев не меньше, чем для франкистов. Самый яркий пример – казнь республиканцами Р. де Маэсту, что часто противопоставляют казни Г. Лорки с другой стороны.

После 1975 года в Испанию вернулись многие представители левых взглядов, вынужденные эмигрировать, в числе которых были и те, кто детьми были вывезены в СССР в 1937 году, их называли «Русские испанцы» или “Los Niños de la guerra”. Этот сюжет связывает историческую память Испании и России. В Москве до сих пор работает «Испанский центр», созданный вынужденными эмигрантами.

Среди видных деятелей культуры и науки двух стран есть дети-эмигранты и их потомки. Яркий пример – советский актер испанского происхождения Анхель Гуттьерес, в старости вновь обретший родину. Потомком одного из «испанских детей» является видный российский историк-востоковед, доктор исторических наук А. М. Родригес.

Тайна золота республиканской Испании

18545269_305.jpg

Почему восстали испанские военные

«К середине 1936 года в Испании сложилась критическая ситуация», — рассказал исследователь в беседе с DW. В стране хозяйничали противоборствующие вооруженные группировки. Одни добивались «немедленной пролетарской революции по советским рецептам», другие — восстановления монархии, упраздненной в 1931 году, третьи — «фашизма итальянского образца». Ежедневно в терактах гибли люди: в основном случайные прохожие, совершались грабежи, поджоги церквей и монастырей. А правительство Народного фронта, «погрязшее во внутренних распрях», на эту ситуацию «практически не реагировало».

19406974_404.jpg

Сесар Видаль Мансанарес

Что касается военных, «в большинстве своем не разделявших какой-либо идеологии», то для них, по утверждению Видаля Мансанареса, «вмешательство в политику для наведения порядка не было чем-то из ряда вон выходящим». Да и большинство испанцев видели в армии гаранта стабильности. В «неспокойной Испании XIX и начала XX столетия» она не менее десяти раз брала на время власть в свои руки.

Культура и стиль жизни | 09.06an>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий