«Белгород» специального назначения: история самого уникального подводного крейсера в мире

Соревнование за название

avtonomka_novyi_god_.jpgСнегурочка в глубинах океана. Как встречают Новый год подводники

«Но было совершенно неясно, когда именно завершится строительство «Белгорода», к тому же постоянно шли разговоры о его прекращении, – вздыхает Николай Степанович. – Потому ещё в январе 1995 года была попытка присвоить это наименование атомной ракетной подводной лодке стратегического назначения К-18. Она находилась в 31-й дивизии 3-й флотилии Северного флота. Основания веские – в составе её экипажа было более 30 белгородцев». 

Командир дивизии направил командира этого корабля Андрея Бескоровайного в Белгород. Тоже установили шефские связи. Позже состоялся ответный визит горадминистрации в Северодвинск.

Однако 31 мая 1996 года подводную лодку К-18 посетил премьер-министр правительства Карелии Александр Чепик, и по его ходатайству 18 сентября ей присвоили название «Карелия».

Второе рождение

Но история подводной лодки «Белгород» на этом не закончилась. В 2009 году Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий предложил продолжить строительство подводной лодки с возможным перевооружением новым комплексом крылатых ракет, которые разрабатывали для подлодок проекта 825 «Ясень». А в начале 2012 года решили достроить её по новому проекту 09 852 Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

Заказчиком строительства подводной лодки «Белгород» стало главное управление глубоководных исследований Министерства обороны РФ.

«В связи с удлинением корпуса более чем на 10 метров, вообще в связи с достройкой по новому проекту, 20 декабря 2012 года состоялась церемония перезакладки «Белгорода», – говорит Якубовский. – По сути, это было его второе рождение».

В мае 2016 года сформированный экипаж: более 100 офицеров и мичманов – отправился на обучение в тот же 16-й учебный центр имени Осипенко в Обнинск.

«Находясь там в командировке, я встретился с командиром и его заместителем по работе с личным составом, – рассказывает Николай Степанович. – Мы обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия».

Вернувшись в Белгород, капитан 1-го ранга доложил обо всём мэру Константину Полежаеву. В результате повторно были установлены связи между экипажем подводной лодки «Белгород» и Белгородом.

vruchaiut_flag2_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpgДелегация белгородцев вручает командиру подшефного корабля подарки / Фото: из архива Николая Якубовского

А что сегодня?

Как же самая большая в мире подводная лодка поживает сейчас? Увы, сегодня о ней действительно можно говорить только в единственном числе. Из шести стоявших в строю лодок проекта «Акула» сейчас осталась только одна – «Дмитрий Донской». Да и то занимается она не боевым патрулированием, а испытанием ракет «Булава». А что же остальные «Акулы»?

Три подлодки этого проекта уже утилизированы, еще две – «Архангельск» и «Северсталь» – выведены в резерв, и сейчас решается вопрос об их утилизации. Для сравнения: военно-морской флот США имеет на вооружении 18 субмарин класса «Огайо», которым, кстати, принадлежит мировой рекорд по количеству находящихся на одном подводном крейсере ракетных шахт – 24! Такое вот нерадостное соотношение.

к содержанию ↑

Достроить не по карману

Развал Союза потянул за собой и развал в судостроительстве – строить боевые корабли перестали, вспоминает Якубовский.

«Но смириться с этим мы не могли, – подчёркивает он. – Во время подготовки к 300-летию создания Российского военного флота, в начале 1996 года, в Москве создали общественный совет. Он выступил с инициативой провести всероссийский сбор средств для достройки кораблей. В список вошли корабли только с готовностью освоения строительства от 80 до 99 процентов».

spusk_na_vodu_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpgНа церемонии спуска «Белгорода» на воду / Фото: из архива Николая Якубовского

Так, в списке значились тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чебаненко», пять кораблей для Федеральной пограничной службы России и атомная подводная лодка «Белгород».

Всего требовалось собрать 587,4 млрд рублей (примерно по 4 тысячи рублей с каждого россиянина). Эта инициатива легла в основу Указа Президента РФ от 28 августа 1996 года № 1273 «О мерах государственной поддержки инициативы общественного совета «300 лет Российскому Флоту» по достройке кораблей Военно-Морского Флота и морских сил Федеральной пограничной службы России».

В итоге крейсер достроили за государственный счёт, а собранные деньги пошли на завершение строительства большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». На «Белгород» достаточной суммы (335,2 млрд рублей) не собрали, и его строительство заморозили на неопределённый срок.

В том же 1996 году экипаж из учебного центра вернулся в свою 7-ю дивизию для стажировки на подводных лодках проекта 949, но в 1997-м экипаж расформировали, личный состав распределили на другие подводные лодки дивизии.

Цунами под водой

Наибольшая плотность населения и наиболее крупные города и промышленные центры расположены вблизи береговой черты. Ядерный взрыв огромной мощности у территории противника, помимо самих поражающих факторов, вызовет еще и появление цунами.

Мера сил

Океанская многоцелевая система «Посейдон»

Фото: ТАСС/пресс-служба Минобороны РФ

Стоит отметить, что система «Посейдон» уже отрабатывается на лодке «Саров», но может использоваться и автономно. Строительство лодки «Белгород» идет опережающими темпами, особенно на фоне задержек в графиках у других АПЛ, в частности, ударного подводного крейсера «Казань».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий