Авиационный многоцелевой комплекс с морским многоцелевым истребителем-бомбардировщиком Су-34М.

Примечания

  1. C 1989 года главным конструктором назначен К. Х. Марбашев.
  2. Фактически строевая эксплуатация самолёта началась ещё до формального принятия его на вооружение.
  3. В некоторых источниках приведена высота самолёта в 5,9 м, что равно исходному самолёту. Известно, что высоту килей на Су-27К пришлось уменьшить в 1987 году, чтобы самолёт проходил в ангар, поэтому реальная высота корабельного самолёта должна быть менее 5,9 м.
  4. В некоторых источниках приводится цифра сухого веса в 18500 кг.
  5. Полная заправка внутренних баков и ракеты «воздух-воздух»; с такой массой самолёт взлетает с ближних (1-й и 2-й) стартовых позиций ТАКР при ходе корабля от 7 узлов.
  6. Приведено максимальное разрешённое значение; с полной заправкой внутренних баков и 6500 кг боевой нагрузки Су-33 имеет массу 32200 кг. С такой массой самолёт взлетает с дальней (3-й) стартовой позиции ТАКР при ходе корабля от 15 узлов.
  7. Приведена тяга на форсаже в чрезвычайном режиме; обычная форсажная тяга составляет 12500 кгс, а максимальная бесфорсажная тяга каждого двигателя составляет 7670 кгс (74,5 кН).
  8. На раннем этапе проектирования (1972-1977 годы) предполагалось существенно дополнить вооружение палубных самолётов семейства Су-27К за счёт противокорабельных и противорадиолокационных ракет, а также оснастить штурмовую версию самолёта новым ПрНК «Пума».
  9. Уменьшение габарита в сложенном виде требовалось из-за конкуренции с более компактным МиГ-29К, чтобы на палубе и в ангаре корабля могло бы размещаться не меньшее число Су-33.
  10. К тому времени первый опытный образец (Т10К-1) был потерян в аварии, поэтому в ЛКИ на корабле участвовал только экземпляр Т10К-2. Следует отметить, что его посадка на палубу 1 ноября 1989 года была первой посадкой самолёта обычного типа на авианосец в истории отечественного флота вообще; первенство же во взлёте обычного самолёта с корабля в тот же день было закреплено за МиГ-29К.
  11. Каждый экземпляр установочной партии получил обозначение от Т10К-3 по Т10К-9; номер Т10К-0 ранее получил нелётный образец для статических испытаний, а лётные Т10К-1 и Т10К-2 составляли опытную серию.
  12. При официальном принятии на вооружение самолёт получил новое обозначение Су-33 вместо прежнего Су-27К.
  13. В ряде источников указывается цифра в 25 серийных машин, однако по серийным номерам известно, что строилось как минимум 6 серий по 5 единиц (4, 5, 6, 7, 8 и 9 серии), причём из 9-й серии был выкуплен флотом всего один самолёт (достроенный в 1997 году самолёт зав. №09301, получивший бортовой номер 88 красного цвета). Пять серий по 5 единиц плюс один самолёт как раз дают цифру в 26 построенных самолётов. Возможно, ещё в одной из серий, кроме 9-й, также были закончены не все 5 самолётов.
  14. Не считая двух нелётных экземпляров для наземных испытаний.
  15. Если РВП видит по индикатору, что самолёт на глиссаде не выдерживает посадочный угол – то либо предупреждает лётчика, либо, если тот не успевает исправить положение, отправляет его на повторный заход. Подобный трёхцветный индикатор с той же целью установлен снаружи на всех палубных самолётах США.
  16. 279-й ОКИАП стал «истребительным» именно благодаря перевооружению на Су-33, до того основу матчасти полка составляли палубные штурмовики вертикального взлёта Як-38, и он имел название «штурмового» (279-й ОКШАП).
  17. Причиной аварии был отказ гидросистемы.
  18. Переобозначен как образец Т10КУБ-1, борт.№ синий 21.
  19. Причиной аварии был отказ системы управления.
  20. Причиной признали ошибку пилотирования.
  21. Самолёт разбился в демонстрационном полёте при выполнении предельных режимов.
  22. Авария произошла из-за ошибки пилотирования при выполнении фигуры «Кобра».
  23. Во время похода в северной Атлантике при посадке произошёл обрыв троса, самолёт рухнул в океан и затонул на глубине 1100 м; лётчик успел катапультироваться.

История Су-28

Было принято решение о модернизации учебно-боевого варианта Т8-УБ до учебно-тренировочного Т8-УТ на базе КБ им. Сухого. Данная идея принадлежала маршалу А.Н. Ефимову, который пытался таким ходом вытеснить с учебно-тренировочных центров подготовки пилотов чехословацкие L-39.

Исходя из поставленной задачи, первый летный образец Т8-УБ1 был направлен на доработку. Улучшить летно-технические характеристики машины планировалось за счет облегчения ее взлетной массы. Для этого необходимо было снять все установки и системы вооружения, прицельное оборудование. На пушечный отсек и вместо станции «Клен» поставлена зашивка, а носовой отсек фюзеляжа занял центровочный груз. На крыле вместо установки «запила» тоже появилась обшивка.

В июле 1987 года доработки над Су-25 УТ благополучно завершились, и уже в августе этого года самолет впервые подняли в воздух. Его планировали представить на аэродроме Тушино широкой публике в честь Дня Воздушного Флота.

Самолет впервые удалось посадить на травяное покрытие, что свидетельствовало о хороших расчетах в конструкции аппарата (руководил самолетом во время посадки лично М.П. Симонов, который занимал должность Главного конструктора).

Однако принять участие в празднике Су-28 так и не получилось. Он участвовал в авиасоревнованиях, которые проходили в Волгограде. Экипаж показал неплохие результаты и получил бронзовые медали.

Совершенствование данной модели продолжалось 2 года. В начале лета 1989 г. вышел модернизированный вариант Су-28М, который вместе с Су-25 представили публике на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). Также его показывали на авиавыставках в Дубае, Абу-Даби, на Филиппинах.

2bb52215b99c14222b8ba61d931ff017.jpgФото: РИА Новости/МЧС РФ

Точные причины происшествия установит комиссия, которая уже приступила к работе. Самолет еще не был официально передан ВКС и оставался в реестре экспериментальной авиации. Поэтому в соответствии с законодательством расследованием занялся Минпромторг России. По сообщению пресс-службы ведомства, возглавит расследование заместитель министра Олег Бочаров. В комиссию, по данным «Известий», войдут также представители Главкомата ВКС, специалисты ОАК, ОКБ Сухого, ЛИИ имени Громова и 929-го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны.

История[править | править код]

Су-31 является развитием самолёта Су-26М с использованием решений, отработанных при разработке Су-29. От Су-26М, на который очень похож внешне, отличается ещё большим применением композиционных материалов в конструкции планера (~70% против ~50%), слегка уменьшенными размерами перекомпонованного фюзеляжа и на 30кг меньшей массой. При установке двигателя М-14ПФ (400 л.с.), разработчик ОКБ Моторостроения, г. Воронеж, тяговооружённость самолёта стала достигать единицы, что позволяет выполнять «вертолётные» зависания.

Первый полёт самолёт совершил в июне 1992 года, а в июле того же года дебютировал на чемпионате мира по высшему пилотажу в Гавре (Франция). Впервые Су-31 демонстрировался на авиационной-космической выставке Фарнборо-92, затем на всех крупнейших авиасалонах. На данных самолётах национальная сборная России по высшему пилотажу весьма успешно выступает на чемпионатах Европы и мира с 1994 года.

В первом же чемпионате мира, в котором принял участие Су-31, самолет занял третье место и отличился фигурами высшего пилотажа, которые не доступны для аналогичных машин. С помощью данного самолета было завоевано множество золотых и серебряных медалей на всевозможных мировых состязаниях.[2]

Производился по 1997 год.[3] В настоящее время выпуск самолётов этого типа прекращён[1].

Laros 31[править | править код]

В 2019 году на выставке МАКС-2019 был представлен проект нового пилотажного самолета на основе Су-31 под названием Laros 31.[3]

История создания Су-33

Самолет изначально создавался в ОКБ Сухого (под руководством конструктора Симонова) по заданию и для нужд ВМФ СССР. Работы по его проектированию начались в 1984 году, основой послужил многоцелевой истребитель Су-27. Перед разработчиками стояла задача создать самолет, способный эффективно атаковать корабли противника, действуя с палубы авианесущего крейсера.

В 1987-88 годах проводились опытные полеты первых двух прототипов машины. В конце 1989 года Су-33 проходили испытания на авианесущем крейсере «Тбилиси» с отработкой посадки и взлета. В следующем году истребитель пошел в серийное производство.

После 2000 года ОКБ Сухого выполнило модернизацию (Су-33М) 19-ти произведенных самолетов, в результате которой Су-33 получили новые двигатели с увеличенным ресурсом, были оснащены системой спутниковой навигации и высокоточными прицельными системами. Был произведен и еще ряд дополнительных усовершенствований, повышающих ударные возможности самолета, однако точные их подробности раскрыты не были.

Су-3368f0a455e0c1dea3631b11d6ebb6c3c4.jpgСу-33177068d3e6211d8709f9c82cbcec4e0d.jpg

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий