4. Первая боевая служба ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Авианосцы: какие они бывают  

Единого понимания, каким должен быть авианосец, не существует, и каждая из стран вкладывает свой смысл в это понятие. Американские авианосцы всегда отличались от советских: они несли больше авиатехники и всегда были чем-то наподобие огромных плавучих аэродромов. В СССР авианесущие корабли имели меньшие размеры и несли меньше самолетов и вертолетов. Зато на том же «Адмирале Кузнецове» (в советские годы он имел другое название) есть ударное вооружение – ракеты П-700 «Гранит». Поэтому этот и другие авианосцы СССР называются тяжелыми авианесущими крейсерами. В отличие от авианосцев США, отечественные корабли всегда были чем-то средним между крейсером и авианосцем.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» / ©Википедия  

По общему боевому потенциалу они серьезно уступали таким авианосцам, как «Нимиц». Последний может нести до 90 ЛА (летательных аппаратов). Уже упомянутый «Адмирал Кузнецов» в теории способен нести авиагруппу из 50 самолетов и вертолетов, но на практике она ограничивается 30-ю летательными аппаратами. 

Но дело не только в количестве. Размеры «американца» позволяют разместить на его борту, например, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye. Это «зоркое око» авианосной ударной группы. У «Адмирала Кузнецова» ничего подобного нет, и спектр решаемых задач этого корабля намного уже. Так что новые американские авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» и старые типа «Нимиц» будут оставаться самыми крупными и наиболее мощными авианосцами, превосходя по общему боевому потенциалу как единственный российский, так и европейские и азиатские аналоги (которые по факту являются модернизированными советскими кораблями).

А теперь рассмотрим подробнее, как устроен «Нимиц». 

СССР активно пытался догнать США, и в некотором смысле у него это даже получилось. Если ранние тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 несли из истребителей только самолеты Як-38, не имевшие даже бортовой радиолокационной станции, то более поздние уже могли сравниться с западными аналогами. Самым совершенным авианосцем СССР мог стать «Ульяновск»: его хотели оборудовать паровыми катапультами и дать возможность использовать самолеты ДРЛОиУ. Недостроенный аналог «Нимица» был разобран в 1992 году. 

Строительство гиганта-авианосца – дело невероятной сложности. Корабли типа «Нимиц» строили по модульному принципу: это означает, что сначала были произведены разные модули, а затем, на финальной стадии сборки, их всех соединили воедино. Всего таких модулей 160. На один авианосец уходит до 60 000 тонн стали и 1360 тонн присадочных материалов. Строительство каждого «Нимица» влетело американцам в копеечку. Так, десятый и последний корабль типа «Нимиц» USS George H.W. Bush (CVN 77), введенный в эксплуатацию в 2009-м, обошелся американцам в 6,5 млрд. долларов. 

Авианосец типа «Нимиц» / ©Википедия  

На море и в воздухе  

Когда смотришь на «Нимиц», сразу обращает на себя внимание надстройка, максимально сдвинутая вбок: это необходимо, чтобы было как можно больше свободного места на палубе. На этом «острове» находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская рубки. Там же расположены посты управления полетами, центр технического обслуживания авиатехники, системы опознавания, а кроме того, походные каюты командира и флагмана. Отметим, что авианосец использует боевую информационно-управляющую систему NTDS/ACDS. Тактическая связь обеспечивается в том числе сетью обмена данных типа Link 16. Спутниковую связь поддерживают УКВ-трансиверы, среди которых WSC-3. 

С высоты «птичьего полета» лучше всего следить за взлетом и посадкой – это еще одна причина, по которой все авианосцы имеют надстройку на палубе. К слову, «Нимиц» имеет плоскую полетную палубу и четыре катапульты. Именно посредством последних самолеты и запускают в воздух. Принцип работы катапульты относительно прост: сначала самолет цепляют передним шасси за разгонное устройство, а потом «выстреливают» в воздух. Это чем-то напоминает рогатку. Работают катапульты с помощью пара, который при пуске заполняет два цилиндра, где расположены поршни, соединенные специальным поводком с зацепом для самолетов. Оператору катапульты нужно учесть размер ЛА, скорость ветра и измерить ряд других параметров. И только потом самолет разбегается по палубе и взмывает в небо. Катапульта обеспечивает взлет крылатых машин массой до 43 тонн со скоростью около 300 км/ч. Отметим, что паровые катапульты уходят в историю – на новом авианосце «Джеральд Р. Форд» их роль будут выполнять электромагнитные катапульты (EMALS). 

F/A-18E Super Hornet взлетает с борта авианосца «Нимиц»/ ©Википедия  

Клуб стран-обладательниц авианосцев по понятным причинам невелик. Сейчас в него входят восемь государств, а еще четыре имеют универсальные десантные корабли, которые с определенными оговорками тоже можно отнести к авианосцам. При этом строить такие корабли своими силами может еще меньшее количество стран мира.   

С борта «Нимица» самолеты можно запускать с промежутком всего лишь 20 секунд. Но, конечно, запускать больше нескольких самолетов с такой интенсивностью не выйдет. В целом, авианосцы типа Nimitz могут обеспечить примерно 120 вылетов в сутки. 

Особая трудность – посадка. Летчику нужно зацепиться специальным гаком за трос на палубе корабля. Это не всегда удается сделать с первой попытки (ведь топливо у крылатой машины ограничено, а вокруг раскинулся океан). Во время посадки самолет цепляет гаком один из трех тросов, которые соединены с поршнем цилиндра останавливающего устройства. Данный цилиндр заполнен жидкостью, которая под действием поршня поднимается вверх по трубе к клапану, закрывающемуся постепенно, по мере поступления жидкости. 

Авианосец типа «Нимиц» / ©Navy

В «нерабочее» время самолеты не простаивают на палубе, а с помощью специальных элеваторов убираются во внутренние ангары. Это неудивительно: ведь если выставить на полетную палубу все авиакрыло, места на ней почти не останется. Всего на корабле типа «Нимиц» для подъема летательных аппаратов на палубу предусмотрено четыре элеватора. На новом авианосце «Джеральд Р. Форд» их будет только три. 

Как уже отмечалось, именно самолеты обеспечивают «Нимицу» его ударный потенциал. В состав авиагруппы входят истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6 Prowler, самолеты ДРЛО E-2C, транспортники C-2 Greyhound и вертолеты Sea King. Особый интерес представляют F/A-18E/F Super Hornet. Это очень многофункциональные машины: они могут эффективно бороться с воздушной угрозой и наносить удары по земле. Ракеты Maverick, HARM, AGM-154 JSOW, корректируемые бомбы JDAM и Paveway II – вот лишь часть арсенала этого самолета. Таким разнообразием вооружений, пожалуй, не может похвастаться ни один другой истребитель в мире. Скоро ранние версии F/A-18 (С, D) будут полностью заменены на новейшие истребители пятого поколения F-35C, и это еще больше увеличит общий потенциал авианосца «Нимиц». Самолеты F-35C также станут частью авиагруппы авианосцев типа «Джеральд Р. Форд».

F-35C / ©Navy

Что случилось с авианосцем Адмирал Кузнецов в Сирии

Несмотря на то, что на службе ВМФ авианосец Адмирал Кузнецов находится уже больше 25 лет, вспомнили о нем только в 2016, когда СМИ узнали о возможном участии корабля в операции в Сирии.

Поскольку авианосец числится в составе Северного флота, чтобы попасть в Средиземное море ему пришлось обогнуть всю Европу. Поход начался 15 октября и длился чуть больше 14 дней. Маршрут корабельной группы, флагманом которой стал Адмирал Кузнецов, пролегал мимо стран НАТО, поэтому неудивительно, что за его передвижением следили в оба.

Читайте также:Копия легендарного «Титаника»: Спуск на воду, первый рейс, маршрут

Впрочем, сильно всматриваться не пришлось – единственный российский авианесущий крейсер дымил так, чтоего видели чуть ли не с МКС.

По мнению СМИ, главной причиной дымовой завесы, под прикрытием которой двигалась 300-метровая махина, стало плачевное техническое состояние корабля. В России эту тему комментировали неохотно, иногда упоминая о перерасходе, который случается, если корабль движется на всех парах, из-за чего двигатель не успевает сжечь топливо.

Но как только корабль достиг берегов Сирии, стало понятно, что ни о каком перерасходе не может быть и речи. Всего за месяц Адмирал Кузнецов уложил 2 истребителя: 13 ноября неподалеку от крейсера разбился МиГ-29. Еще через месяц – 3 декабря – с корабля сорвался Су-33.

Минобороны РФ подтвердило обе аварии, отметив, что их причиной стала неисправность корабля, а не истребителей. Так, МиГ-29 не смог сесть на палубу из-за поломки тросов аэрофишеров. Дело в том, что тормозов истребителей не хватает, чтобы затормозить на очень короткой полосе авианесущего крейсера. Именно для этого и были придуманы аэрофишеры – тросы, натянутые поперек палубы, за которые заходящие на посадку истребители цепляются специальными гаками. Команда Адмирала Кузнецова пыталась решить эту проблему, но топливо у МиГ-а закончилось раньше, и пилоту пришлось катапультироваться, чтобы не утонуть вместе с самолетом.

Несмотря на то, что о проблеме с аэфрофишерами уже знали, месяц спустя ситуация повторилась – Су-33, заходивший на посадку, зацепился за тросы, натянутые поперек палубы, но те не выдержали, и истребитель – пролетев через всю палубу, сорвался с края корабля.

Стоимость похода на Сирию оценили в 7,5 млрд рублей. Дороже всего обошлись МиГ-29 и Су-33, ориентировочная цена которых составляет от 4,6 до 6,7 млрд рублей. Кроме того, от 306 до 326 млн было потрачено на питание команды авианосца, еще 38 млн рублей ушло на надбавки к зарплате. Топливо для всей группы стоило от 1,1 до 1,5 млрд рублей, а непосредственно на боевые вылеты, ради которых этот паровоз тащили через половину Земного шара – всего 1,5 млрд.

Минобороны России отказалось подтвердить актуальность вышеперечисленных расходов.

Читать далее:Россия и Сирия: почему борьба с ИГИЛ обернулась репутационными потерями для России?

Авария авианосца Адмирал Кузнецов на плавучем доке в Мурманске

На раскачку у Москвы ушло 2 года, и в апреле 2018 Минобороны России объявило о ремонте корабля стоимостью 60 млрд рублей. По апрельскому курсу это составило примерно 1 млрд долларов. Напомню, что стоимость нового французского универсального корабля типа «Мистраль» составляет 1,1 млрд долларов. Именно эти корабли Россия планировала приобрести до аннексии Крыма.

Сразу после этого авианосец исчез с радаров СМИ, пока 30 октября не утопил плавучий док-50. Док, принадлежавший 82-ому судоремонтному заводу в Мурманске, считался одной из самых больших судостроительных конструкций в мире – согласно официальной документации, ее длина составляла целых 330 метров, а ширина – все 80. В свое время пресловутый плавучий док-50, ныне покоящийся на глубине более 30 метров, был заказан у Швеции, завершившей сборку только в 1980 году.

Что послужило причиной аварии – неясно до сих пор. Согласно первой версии, док получил повреждения, когда авианосец выходил из него. В ходе этого маневра с конструкций дока упали два башенных крана, один из которых приземлился на корабль. Позже СМИ сообщили, что причиной аварии мог стать обрыв обледеневших проводов, из-за которых док оказался обесточен. Цистерны с воздухом, на которых держался док, наполнились водой, и конструкция начала погружаться под воду.

Правительство подтвердило гибель одного из работников, еще трое, упавшие с дока, оказались в реанимации. Всего с ПД-50 было эвакуировано не менее 70 человек.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий