Технические характеристики БМП-2: достоинства и недостатки

Объект 141

Как утверждают военные эксперты, к концу Великой Отечественной на вооружении советской армии числились самые совершенные в мире тяжелые и средние танки. Для поддержки бронетанковых подразделений требовались пехотинцы. А для их доставки к месту боя нужны были бронированные легкие машины с повышенной проходимостью. Уже в послевоенное время, а именно в 1947 г., в опытном конструкторском бюро Горьковского автозавода начали проектировать легкий колесный бронетранспортер «Объект №141». Одновременно в Москве инженеры ОКБ во главе с Кравцовым А.Ф. создавали гусеничный БТР. Работа заняла два года. Для изготовления ходовой части советские конструкторы воспользовались танковым шасси Т-70. Двухтактный четырехцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением и мощностью в 140 л.с. взяли из ЯАЗ-204Б. Из данной машины была позаимствована и трансмиссия. С топливными баками, рассчитанными на 220 л, показатель запаса хода составил 170 км. В управленческом отделении располагался боевой расчет, который был представлен механиком-водителем и стрелком-радистом.

igor2-19011912004300_2.jpg

Последний вел стрельбу из 7,62-миллиметрового пулемета СГ-43. В боекомплекте имелась 1 тыс. патронов в четырех лентах и гранаты Ф-1 (12 шт.). Также в его распоряжении была радиостанция 10 РТ-12. В десантном отделении находилось 16 бойцов. БТР имел стальной корпус из сшитых 13-миллиметровых броневых листов. Толщина листа в днище составила 3 мм. БТР можно было также использовать для перевозки грузов массой до 2 т. После успешно пройденных испытаний в апреле 1949 г. бронетранспортер приняли на вооружение армии СССР как БТР-40.

igor2-19011912004300_3.jpg

Изготавливался работниками завода ГАЗ им. Молотова. Серийное производство длилось до 1960 г. Данная модель не состояла на вооружении России. БТР послужил основой для нескольких последующих модификаций. Всего было собрано 8500 единиц техники.

Две крайности

Аналогов нашей БМД-4М, как водится, нет. Почему? Давайте пока возьмем за основу лишь основные показатели машины. Ее масса 14 тонн, длина 6,1 метров, высота 2,2 метра, мощность дизеля УТД-29 составляет 500 л.с. Для сравнения, унифицированная с ней по ряду узлов БМП-3М, выпускаемая тем же Курганмашзаводом, имеет следующие показатели: 22,7 тонны с динамической защитой, 7,1 и 2,3 метра, 500 л.с. с дизелем УТД-29 или 660 л.с. с УТД-32. Для десантных целей она тяжеловата.

Редкая машина БМД-4 — предшественница БМД-4М.

За рубежом гусеничные аналоги БМД и БМП развиваются чуть в другом направлении. Одни страны наращивают защиту и тем самым запредельно разгоняют массу. Вот примеры. Американская M2 Bradley набрала с 23 (ранние модификации) до 30 тонн (версия М2А3), при этом ей сохранили плавучесть. Габариты машины: 6,5 и без малого 3 метра. Вооружение: пушка калибром 25 мм и пулемет 7,62. Немецкая Marder: 33 тонны, 6,8 и 3 метра, пушка 20 мм, пулемет 7,62. Плавать не умеет. И, наконец, новейшая германская БМП Puma: 43 тонны, 7,3 и 3,1 метра, пушка 30 мм, пулемет 5,56. Позвольте, но это же масса тяжелого танка КВ-1 времен войны. Именно! А еще и высота перспективного БМП больше, чем у танка Leopard 2A6. Такие они, боевые машины пехоты ряда стран НАТО. Слишком высокие, слишком тяжелые, вооруженные только мелкокалиберными пушками. Какие тут нужды десанта и выброска с парашютом? Ту же Puma даже перевезти по воздуху может лишь транспортный самолет А400М и только при том, что это будет сильно облегченный БМП со значительно ослабленным уровнем защиты! Выходит, при транспортировке по воздуху теряем то, ради чего городили огород.

Отличить «четверку» от 4М просто. У нее система выпуска на корме, а у новинки — по правому борту сзади.

А что творится в нашей весовой категории, то есть в сегменте гусеничной техники массой около 14 тонн? Здесь другая крайность — относительно недорогие легкобронированные слабо вооруженные БМП и БМД не самых передовых конструкций. Пример — американский AIFV на базе устаревшего бронетранспортера М113А1. Производился для армии Бельгии, Голландии, Филиппин. Масса — 13,8 тонны, длина — 5,2, высота — 2,8 метра. Вооружение: пушка 25 мм и пулемет 7,62. Мощность двигателя 267 л.с. Алюминиевый корпус. Плавает за счет перематывания гусениц. Его прямой наследник АСV-15 до сих пор производится в Турции для собственных нужд и армий Малайзии, ОАЭ и других стран. Отличия в характеристиках — чуть больше (300 л.с.) мощность двигателя.

Эта техника уступает нашим БМД-4М по всем параметрам. Бронированию, живучести, вооружению, скорости на суше и на плаву, запасу хода, мощности двигателя. Ситуация критична настолько, что турецкое изделие получило модификацию ACV-SW c боевым модулем от… российской БМП-3! И наконец, ZBD-03 из Поднебесной. Это специализированная боевая машина десанта. В транспортный Ил-76 их влезает аж три штуки. Показатели: 8 тонн, китайский аналог нашей пушки 2A72 калибром 30 мм, пулемет 7,62. Машина плавающая, авиадесантируемая. Но, положа руку на сердце, находится не выше уровня советских БМД второго поколения.

БМД-4М уже поступает в войска. Фото сделано на учениях минувшим летом. Машина с парашютной системой перед загрузкой в военно-транспортный самолет.

Чем же блеснет на этом фоне отечественная новинка?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий