Т -70 (танк): история. Технические характеристики, описание, фото танка

Технологичность

Следует признать, что советский танк Т-70 по своей конструкции получился одним из самых эффективных технологически. Для его изготовления использовалась основательно сбалансированная производственная база завода ГАЗ. Эффективно было налажено сотрудничество с заводами-поставщиками узлов и деталей.

Эффективно был организован ремонт вооружения на базе Т-70, поврежденного на фронтах.

Изначально конструктор Астров наладил его производство на Горьковском автозаводе.

В 1942 году заводчане выпустили 3495 единиц этого вооружения, а в 1943-м — 3348. Затем производство Т-70 в 1942 году было отлажено также на заводе №38 (г. Киров). Здесь было изготовлено 1378 таких танков.

Планировалось к производству танка также привлечь Свердловский завод № 37. Однако оно не было здесь подготовлено, и технологические издержки оказались критически высокими. Требовалось вдвое больше двигателей, чем для Т-60, изготовление более мощной катаной брони было более трудоемким. В результате — скромный результат: 10 танков и прекращение производства.

История создания

В сентябре 1941 года на вооружение РККА был принят лёгкий танк Т-60 конструкции Н. А. Астрова, и сразу на нескольких заводах было развёрнуто серийное производство новой машины. Среди этих предприятий был и Горьковский автомобильный завод, производственные мощности которого вполне позволяли выпуск более серьёзных по боевым характеристикам танков, чем Т-60. После мелкосерийного выпуска ряда малых плавающих танков в конце 1930-х годов ГАЗ танкостроением не занимался, но ряд его сотрудников уже имел определённый опыт в этой области. Для помощи в организации производства лёгких танков на ГАЗ был направлен Н. А. Астров, который по прибытии в Горький сразу же включился в работу по усилению конструкции Т-60, используя потенциал ГАЗа.

На основании своего аванпроекта от сентября 1941 года Н. А. Астров вместе с сотрудниками танкового конструкторского бюро ГАЗа В. А. Дедковым, А. М. Кригером и другими в октябре того же года начал работы по проектированию модернизированной «шестидесятки». Основными направлениями модернизации были усиление вооружения и повышение мощности силового агрегата машины. В качестве решения последней задачи использовалась «спарка» из двух двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. каждый, последовательно соединённых друг с другом. Эту силовую установку удалось разместить в бронекорпусе той же компоновочной схемы, что и у Т-60, но больша́я длина «спарки» потребовала удлинения корпуса и добавления пятого опорного катка на борт. В качестве основного вооружения модернизированного танка предусматривалась несколько модифицированная 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. (20-К) в литой обтекаемой башне конструкции В. А. Дедкова.

За созданием этого танка наблюдало высшее руководство страны во главе с И. В. Сталиным и торопило конструкторов с исполнением задачи, выражая неудовольствие по поводу срыва ГАЗом сроков разработки. Опытный образец нового танка ГАЗ-70 (проектное обозначение 0-70 или 070) был собран 14 февраля1942 года и отправлен в Москву для показа и испытаний, начавшихся 20 числа того же месяца. Касательно бронирования ГАЗ-70 имеется ряд разногласий в источниках — М. Свирин и М. Коломиец[3] утверждают, что оно было слегка усилено по сравнению с Т-60, тогда как И. Г. Желтов с соавторами приводят толщины, аналогичные серийным Т-70[4]. ГАЗ-70 не произвёл большого впечатления на военных специалистов РККА — практически равноценное с Т-60 бронирование, одноместная башня. Однако Н. А. Астров пообещал в кратчайшие сроки устранить выявленные при испытаниях недостатки. Быстрее всего это удалось сделать с бронированием — толщину лба новой машины довели до 45 мм в нижней лобовой детали и 35 мм — в верхней.

6 марта 1942 года постановлением № 1394сс Государственного комитета обороны (ГКО) за подписью И. В. Сталина новый танк принимался на вооружение РККА под индексом Т-70. В том же документе содержался приказ ГАЗу начать серийное производство «семидесятки» при устранении выявленных недостатков конструкции, а последовавшим через три дня постановлением ГКО № 1417сс к серийному выпуску Т-70 подключались заводы № 37 и № 38. Поскольку литая башня продемонстрировала плохую стойкость даже к огню немецких 20-мм пушек, а утолщение её брони было невозможно по целому ряду конструктивных и производственных причин, Т-70 оснастили сварной шестигранной башней.

Сложнее дело обстояло с двухместной башней для «семидесятки». Хотя Н. А. Астров и его сотрудники сразу же, с апреля 1942 года, занялись этим вопросом, быстро решить его не удалось. Сама конструкция двухместной башни особенной трудностью не являлась, но уже на стадии аванпроекта стало ясно, что её установка утяжелит танк до 10,5—11,5 тонн. Хотя стандартная «спарка» ГАЗ-203 мощностью 140 л. с. обеспечивала потяжелевшей машине удельную мощность 12,2—13,3 л. с./т, что больше, чем у Т-60 (10—11 л. с./т), вызывала большие сомнения надёжность ходовой части, унаследованной от Т-60. Испытания догруженного до 11,5 тонн Т-70 подтвердили опасения — ломались траки, лопались торсионыподвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков, в тяжёлых условиях быстрее выходили из строя узлы и агрегаты трансмиссии, работавшей с большей нагрузкой из-за возросшего сопротивления движению утяжелённого танка. Поэтому основная работа развернулась в плане усиления деталей и узлов танка, оказавшихся недостаточно прочными, а также форсированию силового агрегата до 170 л. с. В августе — октябре 1942 года все необходимые компоненты (двигатель, двухместная башня, усиленная ходовая часть) испытывались на опытном варианте Т-70, который был рекомендован к принятию на вооружение РККА. Однако этого так и не было сделано, а в конструкцию серийных Т-70 решили внести изменения, касающиеся только усиленной ходовой части. Эта модификация получила обозначение Т-70М и с начала октября 1942 года была запущена в серийное производство на ГАЗе, чуть позже — и на заводе № 38. По всей видимости, причиной отказа от производства Т-70 с двухместной башней послужила подготовка к серийному производству более совершенного лёгкого танка Т-80, который являлся дальнейшим развитием «семидесятки» с учётом всех требований по улучшению эргономики, энерговооружённости и защищённости последнего.[1][3]

Также Т-70 послужил базой для разработки большого числа опытных лёгких танков с усиленным вооружением, самоходных артиллерийских и зенитных установок. На его основе была создана лёгкая самоходно-артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты СУ-76, которая серийно выпускалась вплоть до конца Великой Отечественной войны. В свою очередь, на базе последней была разработана первая советская серийная зенитная самоходная установкаЗСУ-37.

О позитивных боевых качествах Т-70

Не дано было выявить его позитив новичкам-танкистам. В то же время асы танкового боя в условиях пересеченной и лесистой местности даже предпочитали эту легкую машину более бронированному среднему Т-34. Чем они мотивировали такой выбор? Во-первых, немецкие тяжелые орудия и тяжелые танки практически одинаково поражали Т-34 и Т-70. Кроме того, ввиду меньших размеров легкого танка прицельный огонь по нему возможен с расстояния полукилометра, тогда как по Т-34 — с километрового расстояния.973413.jpg

Также с помощью Т-70 можно было использовать фактор внезапности при атаке противника. В то же время и тяжелый танк ИС и средний Т-34 были лишены такой возможности из-за более шумных дизельных двигателей.

Практически вплотную, незамеченным, подъезжал по пересеченной местности к лагерю врагов легкий танк Т-70. Ведь шум работы спаренного бензинового автомобильного двигателя мощностью 140 л. с. по уровню звука напоминал всего лишь легковую машину. Генерал-лейтенант Богданов докладывал в главное автобронетанковое управлении о том, что Т-70 из-за своей малошумности идеально выполнял функцию преследования отступающего противника.

Расположение топливных баков в задней части корпуса способствовала крайне редкому детонированию топлива при попадании в танк.

В 1944 году, когда в танковых подразделениях РККА оставалось порядка полутора тысяч танков Т-70, ОГК Наркомата тяжелой промышленности констатировала эффективность его в городских боях. «Семидесятка» была труднопоражаемой «фаустпатронами» и гранатами из-за небольших размеров и высокой маневренности.

Серийные типы

Промышленное производство легких танков Т-70 производилось в варианте, соответствующем первоначальному проекту конструктора Астрова, а также в модифицированном варианте Т-70М.973297.jpg

Первая разновидность имела неусиленную броню, меньший вес — 9,2 т и больший боезапас — 90 снарядов; вторая — больший вес (9,8 т), достигнутый за счет дополнительного бронирования, усиления узлов и деталей. Боезапас модернизированного танка был уменьшен до 70 снарядов.

По сути, это были конструктивно разные боевые машины, имеющие разные, невзаимозаменяемые детали.

Орудие

Ни для кого не секрет, что вооружение является главной составляющей любого танка и в нашем случае пушка действительно хороша, она заслуживает не только внимания, но и уважения.В первую очередь вы должны знать, что у Т-70 орудие альфастрайк имеет усредненный по уровню, но кроме этого обладает высокой скорострельностью, благодаря чему у нас есть возможность наносить достойный урон в минуту, который равен примерно 1320 единицам.По показателям пробития наша пушка действительно хорошая, даже бронебойным снарядом Т-70 WoT способен уверенно наносить урон одноклассникам и большинству четвертых уровней. С пятерками тоже можно справиться, но для стычек с тяжелыми танками стоит иметь при себе порядка 15 голдовых подкалибров.Точность нас тоже не подвела, хотя, не все тут так гладко, как хотелось бы. Советский легкий танк Т-70 имеет в своем распоряжении неплохой разброс на 100 метров, но стабилизация у нашей пушки плохая и сводиться она довольно долго, то есть с этим нужно что-то делать.В целом все показатели вооружения Т-70 танк получил хорошие, но есть один серьезный изъян – углы вертикальной наводки. Вниз наш ствол опускается всего на 4 градуса, это очень печально и играть от рельефа будет действительно сложно.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий