Обзор автомобиля ЗиЛ 157 — технические характеристики, модификации

Минусы

Существенными недостатками можно назвать:

  • довольно большой расход топлива;
  • отсутствие гидроусилителя руля;
  • непродуманная конструкция кабины, в которой довольно неудобно.

Существующие модификации

2443079.jpg

За свою историю фургон неоднократно модифицировался. В 1958 году собирались следующие модели:

  • Бортовой ЗИЛ-157.
  • Военный грузовик ЗИЛ-157Г, получивший защитный экран, позволяющий оставаться незаметным для радиолокационных станций противника.
  • ЗИЛ-157Е – фургон, оснащенный дополнительным бензобаком.
  • ЗИЛ-157Ю – военный грузовик с модифицированной системой охлаждения, которая позволяла эксплуатировать фургон в тропическом климате;
  • Седельный тягач ЗИЛ-157В.
  • ЗИЛ-157Э – экспортный вариант, поставляемый странам-союзникам, присоединившимся к Варшавскому договору.

С 1961 года завод выпускал следующие модели:

  • ЗИЛ-157КГ – модифицированный фургон с более надежной электроникой, получивший защитный радиолокационный экран.
  • ЗИЛ-157К – улучшенная базовая модель.
  • ЗИЛ-157КВ – доработанный седельный тягач.

С 1978 года собирались модели:

  • ЗИЛ-157КДВ – улучшенный седельный тягач.
  • ЗИЛ-157КД – модифицированная базовая модель.

Для служб специального назначения также собирались грузовики на базе ЗИЛ-157:

  • Спасательный фургон, оснащенный лебедкой и усиленным бампером. Грузовик, как правило, использовался для технической помощи автомобилям и самоходным установкам, застрявшим в грязи.
  • Пожарный фургон, получивший удлиненную кабину, в которой свободно умещалась бригада пожарных. Данная модель оснащалась телескопической лестницей и довольно большой металлической цистерной, вмещающей в себя 4,5 тонны воды.
  • Аварийный фургон, оснащенный генераторной установкой. Данный автомобиль использовался для подачи электроэнергии на обесточенные стратегические объекты.

Для армии собирались специальные модели:

  • Фургоны для радиоразведки и передвижные командные пункты, радиостанции. Также на шасси ЗИЛ-157 устанавливалось вооружение различного типа, например, системы залпового огня, зенитные установки.
  • Наиболее востребованным грузовик был в инженерно-строительных войсках. На их борту транспортировались переносные буровые установки, которые использовались в стратегических целях, например, поиск воды и бурение скважин. Фургон нередко использовался для перевозки понтонных мостов.

В гражданских целях чаще всего грузовик использовался для перевозки «кругляка», леса. Лесовоз ЗИЛ-157 зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Его технических характеристик вполне хватало для преодоления самых сложных участков.

Описание

Существенную реконструкцию претерпела колесная база автомобиля. Вместо десяти, которые были на ЗИС 151, стало всего шесть. А взамен двух запасных теперь стало одно. Были специально разработаны новые шины, внутренняя слои которой выполнены из мягкой резины, ширина профиля увеличена, а число слоев корда уменьшено.

Таким путем были получены сверхэластичные шины ЗИЛ 157, размер которых составлял 12″00-20 дюймов. Их использование позволяло движение при пониженном давлении. Давление в шинах имело централизованную систему, управление велось прямо с водительского места.

odnoskatnye_kolesa_6h6_ZIL_157_1-600x337.jpgОдноскатные колеса

Односкатные колеса с формулой 6Х6 и возможность регулирования давления положительно сказались на повышенной проходимости грузовика — для него не существовало преград.

Были изменены двигатель зил 157, технические характеристики и внутренняя начинка автомобиля. Шестицилиндровый двигатель установили на новую головку из алюминиевого сплава, изменили карбюратор, улучшили систему охлаждения. Новый масляный насос и изменение конструкции сальников коленвала модернизировали смазочную систему.

Грузовик укомплектовали лебедкой для самовытаскивания. Это выгодно отличало автомобиль от своего прародителя. Рулевое управление осталось без гидроусилителя, тем не менее руль поворачивался достаточно легко. На модели ЗИЛ-5301, например, гидроусилитель есть.

Для управления грузовиком в кабине установлены педали газа, сцепления и тормоза, педаль стартера, ножной переключатель света. Также присутствовали рычаги ручного тормоза, переключения передач, включения переднего моста, управления лебедкой.

Вся панель приборов зил 157 включала в себя переключатель поворотов, вентиль стеклоочистителя, рукоять управления жалюзи радиатора, манометр тормозной системы и манометр давления в шинах и небольшой приборный щиток.

Центральное место на щитке модели КП5-Е занимает спидометр, круглый циферблат которого больше остальных. Кроме него на щитке расположены:

  • датчик температуры системы охлаждения;
  • амперметр;
  • указатель уровня топливного бака;
  • манометр для контроля системы смазки;
  • лампа для контроля дальнего света фар;
  • контрольная лампа указателей поворота;
  • две осветительные лампы щитка.

Блок шинных кранов расположили ниже панели.

Интересен был и внешний облик автомобиля. Удлиненная и слегка заостренная буферная часть, широкие плоские крылья, односкатные колеса — все было предельно гармонично. Трехместная кабина имела высоту более 2 метров, форточек в ней не было. Круглые фары располагались на боковых крыльях и были защищены металлической решеткой.

На стойке со стороны водительского места размещалось круглое зеркало заднего вида. Грузовики имели преимущественно окраску болотного цвета, поскольку основное применение их было в качестве военной техники. Прочитайте статью про современные разработки грузовиков для армии, производимые на заводе Камаз.

Кабина оператора

Кабина машины ЗИЛ 157 за последние годы получила немало усовершенствований, которые обеспечивают высокие показатели комфорта для водителя. Удобство в работе основано на присутствии улучшенных амортизаторов, которые добавляют плавность передвижению авто. Инженеры не забыли о том, чтобы обеспечить высокие показатели комфорта при обычном передвижении на снегу. Кабина ЗИЛ 157 имеет встроенный работающий на воде радиатор со специальным электрическим мотором. Это устройство помогает поддерживать оптимальный температурный режим, причем даже в мороз.

zil-157-1024x768.jpg

Кресло водителя отличается комфортной посадкой, присутствует возможность его регулировки. Во всех современных моделях кабина — это цельнометаллическая конструкция, в ней без проблем могут разместиться, как сам водитель, так и два пассажира. На крыше встроен круглый по форме люк.

Трансмиссия и эргономика ЗИЛ-157

zil-157-samosval.jpg

На автомобили первых годов выпуска устанавливалась пятиступенчатая коробка передач с понижающей пятой передачей. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, понижающая передача была убрана.

В качестве раздаточной коробки использовалась стандартная раздатка ЗИС-151, которая подверглась глубокой доработке. Карданная передача тоже была переделана, а кожухи полуосей усилены.

Тормоза были установлены новой конструкции, а колёса стали крепиться на восьми шпильках.

Серьезные изменения произошли и в кабине. Теперь водительская кабина была оборудована отопителем салона, системой обогрева переднего стекла, регулируемым водительским сиденьем и прочими полезными мелочами. Если сравнить кабину ЗИЛ-157 с современными грузовиками, то кажется, что ни а каком комфорте не может быть и речи, но по сравнению с первыми послевоенными грузовиками, это был настоящий люксовый салон.

Хотя рулевое управление было лишено гидроусилителя, имеется неофициальная информация, что в середине 1980-х годов в армию была отправлена партия экспериментальных ЗИЛ-157, оснащённых гидроусилителем руля. Хотя многие просто модернизировали свои автомобили, устанавливая на них ГУР от ЗИЛ-131.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий