Парусные фрегаты в помощь линейному кораблю

Южно-Африканский фрегат типа Valour

sas-isandlwana-f146-1024x640.jpg
Фрегат типа Valour

Первым фрегатом типа Valour стал SAS Amatola, он вошел в строй в 2006 году и был разработан на основе фрегатов типа MEKO. В отличие от оригинального проекта в типе Valour были широко внедрены стелс-технологии, а так-же переработана энергетическая установка, влияние которой на атмосферу снижено почти на 75%.

valour-class.png
Фрегат типа Valour
  • Основные размерения: 121×16,3×5,9 метров, полное водоизмещение 3700 тонн.
  • Энергетическая установка: одна газовая турбина General Electric LM2500 и два дизель-генератора MTU 16V 1163 TB93 общей мощностью 43800 л.с. Максимальная скорость — 28 узлов, дальность плавания 8000 миль 16-узловым ходом.
  • Вооружение: 1 76-мм автоматическая артустановка, 2 20-мм зенитных автомата, 8 ПКР Exocet, 16 ЗУР Umkhonto.

Новый фрегат — многофункциональный боевой корабль

Планируется, что разработанный как многофункциональный корабль новый фрегат сможет действовать как в открытом океане, так и в прибрежных водах. Он примет на себя выполнение многочисленных задач, которые в настоящее время вынужденно возлагаются на эсминцы. Разгрузка эсминцев обеспечит более эффективное использование больших и более дорогих кораблей и снизит темпы износа флота.

Фрегат должен эффективно поражать морские цели, вести борьбу с подводными лодками (ПЛ), обладать повышенными возможностями ведения оборонительной и наступательной электронной войны (Electromagnetic Maneuver Warfare, EMW), организовывать ПВО в масштабах соединения.

В случае войны фрегаты будут сопровождать войска и транспорты снабжения, а также смогут интегрироваться в боевые соединения. Этот класс кораблей возьмет на себя самостоятельное выполнение отдельных задач в море. Кроме того, в будущем  фрегаты будут использоваться в нижнем спектре угроз: от обслуживания партнерства и подготовки дружественных ВМС, до борьбы с пиратством и обеспечения эмбарго.

F3-Esminets-VMS-SSHA-vhodit-v-CHernoe-more-700x467.jpg Эсминец ВМС США входит в Черное море

Вероятные боевые возможности

Планируется, что новый фрегат получит следующие характеристики и системы вооружения:

  • максимальная скорость не менее 26 узлов;
  • минимальный захват 16 воздушных целей зенитными ракетами SM-2 и EMMS (оптимально 32 цели);
  • управляемое оружие большой дальности (загоризонтальное) для поражения морских целей, а также наличие ракетной системы SeeRAM для поражения морских целей на короткой дистанции;
  • гидроакустические станции (ГАС) AN/SLQ-61 и AN/SQS-62 и система боевого управления AN/SQQ-89F для противолодочной войны;
  • контроль воздушного и надводного пространства с помощью РЛС с фазированной антенной решеткой.

Сообщается, что в качестве системы боевого управления уже выбрана COMBAT-21 (COMponent Based Total Ship System21 centry). Она является эшелонированным вариантом системы «Иджис» (AEGIS), но для малых кораблей. Для обороны соединения и самозащиты новый фрегат должен иметь систему ПВО семейств «Стандарт» (Standart) и ESSM  (Evolved SeaSparrow Missile), систему защиты «Нулка» (Nulka), а также оборонительную систему РЭБ AN/SLQ-32(v)6 в модификации SEWIP Blok 2 (Surface Electronik Warfare Improvement Program).

F4-PU-sistemy-PVO-Standart-700x456.jpg ПУ системы ПВО «Стандарт»

Фрегат получит возможность обмена данными с другими кораблями для скоординированного поражения целей противника (Cooperative Engagement Capability, CEC). В комплект оснащения фрегата войдут БПЛА, надводный и подводный необитаемые аппараты. Это позволит увеличить дальность обнаружения и поражения противника управляемым оружием, а также гарантирует лучшее противодействие его средствам разведки.

Размеры и водоизмещение не заданы. Однако, предполагается, что эти характеристики должны обеспечить требуемый профиль возможностей и, вероятно, будут не меньше, чем у кораблей LCS.

Поскольку новый фрегат оснащается тяжелым вооружением – он потребует большой экипаж. В результате скалькулированные эксплуатационные расходы оцениваются, как высокие. Командование ВМС США исходит из цены закупки между 800 и 950 млн. долларов США за корабль (включая бортовые системы управления, сенсоры и вооружение). По оценкам экспертов, такая цена почти на 50% выше нынешнего корабля класса LCS, но в половину меньше стоимости одного эсминца.

Система самозащиты «Нулка»

Фрегаты проекта 1135

Карибский кризис, разразившийся между СССР и США, стал серьезным стимулом к развитию военной техники в обеих сверхдержавах. Среди многочисленных выводов, сделанных в ходе этого противостояния советскими военными, было и решение о формировании средств противолодочной обороны – сторожевых кораблей.

Создание и проектирование проекта

В самом начале 1964 г. в Северном конструкторском бюро был дан старт разработке проекта 1135 «Буревестник». За основу были взяты сторожевые корабли проекта 1134, модификации А и Б. Новый корабль должен был иметь меньшее водоизмещение, но при этом иметь больше возможностей для противолодочной и противовоздушной борьбы, что позволило бы использовать суда такого типа для конвоя в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Fregaty-proekta-1135.jpg

Через четыре года с момента начала проектирования корабль пошел в производство сразу на трех судостроительных заводах, первым спуск на воду совершил калининградский завод «Янтарь», первенец серии получил имя «Бдительный» и встал в строй 31 декабря 1970 г. До 1981 года был поострен 21 корабль этой серии.

Индонезийский фрегат Raden Eddy Martadinata

Martadinada-class-1024x578.jpg
Фрегат Raden Eddy Martadinata

Фрегат типа SIGMA 10514 вступил в строй индонезийских ВМС в 2017 году. Это — голландский проект многоцелевого фрегата для стран с растущими экономиками, Индонезия стала первым покупателем кораблей этого проекта. Всего корпорация Damen планирует построить не менее 20 таких кораблей, из которых шесть — для флота Индонезии. Построены две единицы.

damen-sigma-1024x624.jpeg
фрегат Raden Eddy Martadinata
  • Основные размерения: 105×14×8,8 метров, полное водоизмещение 2400 тонн.
  • Энергетическая установка: два дизельных двигателя SEMT-Pielstick 20PA6B STC общей мощностью 37100 л.с. Максимальная скорость — 26 узлов, дальность плавания 4600 миль.
  • Вооружение: 1 76-мм автоматическая артустановка, 8 ПКР Exocet, 12 ЗРК MICA-VL.

Современные фрегаты[править]

Во время Второй Мировой войны термин «фрегат» стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, неприспособленных к постройке тяжёлых военных кораблей.

В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешёл на британскую классификацию.

В советском и российском флоте корабли подобного типа назывались просто противолодочными и сторожевыми в зависимости от предназначения, дальности хода и вооружения. Однако, в связи с изменениями в военной доктрине в настоящее время на флоте происходит своего рода «ползучая» переклассификация, в особенности в отношении новых классов. Так, проект 22350 (головной корабль — «Адмирал Горшков») во всех источниках уверенно именуется фрегатом.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий